Дворянство Санкт-Петербурга во время Отечественной войны 1812 года

Источник:  http://www.dslib.net/istoria-otechestva/patriotizm-dvorjanstva-v-otechestvennoj-vojne-1812-goda.html

Дырышева Ирина Геннадьевна. «Патриотизм дворянства в Отечественной войне 1812 года» : диссертация кандидата исторических наук Санкт-Петербург, 2007 год. Отрывок

Эпоха «наполеоновских войн» является одной из наиболее «обласканных» вниманием исследователей и востребованных читателем. Однако большинство работ сосредоточивают внимание на военной проблематике конфликта двух империй, его характере, динамике развития и оценке событий, взаимоотношениям Александра I и Наполеона, дипломатической борьбе на международной арене в этот период и т.д.

Анализу состояния российского общества в период Отечественной войны, мобилизации ресурсов государства, главенствующей роли дворянства в укреплении армии внимая практически не уделялось. Отсутствовала системность в оценке событий. За последние девяносто лет, например, появилось только одна серьезная работа о С.-Петербургском ополчении, хотя круг неиспользованных архивных документов достаточно обширен и позволяет по-новому взглянуть на многие аспекты его формирования и боевой деятельности, без идеологической направленности показать патриотизм и героизм воинов. Создаваемое ополчение 1812 г., названное в исторической литературе народным, на самом деле являлось строго регламентированной военной организацией, где принцип добровольности с оговорками относился только к представителям дворянского сословия. Именно оно было организатором такого ополчения и отвечало пред царем за его состояние. Такой вывод можно сделать, исследовав документы по С.-Петербургскому ополчению, которые были извлечены из архивов.

Дворянство Санкт-Петербургской губернии с большим воодушевлением встретило манифест царя о созыве ополчения. Губернский предводитель А.А.Жеребцов немедленно разослал уездным предводителям извещение следующего содержания: «Во исполнение Высочайшего Манифеста, я покорнейше прошу Вас, милостивый государь, как наискорее поспешить извещением гг. помещиков вверенного Вам уезда, дабы они, для проведения должного по означенному Манифесту исполнения, непременно съехались в Санкт-Петербург к 20 числу сего месяца, к которому и Вас прошу прибыть, доставя притом ко мне списки о помещиках и о числе состоящих за ними душ».

На три дня раньше намеченного срока, 17(29) июля, все помещики губернии съехались в Санкт-Петербург, чтобы решить важные вопросы формирования и содержания губернской воинской силы, которое предстояло собрать в ближайшее время. Перед началом собрания в Казанском соборе состоялось богослужение, которое совершил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий . Затем в течение трех дней в доме тайного советника графа И.А.Безбородко дворяне губернии решали вопросы устройства и содержания ополчения, принципы участия в нем представителей дворянства, органов управления и т.д. Открывая заседание губернский предводитель дворянства А.А.Жеребцов обратился к собравшимся с речью, в которой были такие слова: «Предки наши, родоначальники сего знаменитого сословия, к спасению Отечества стекались под знамена государя, каждый со своею дружиной, кто сколько мог принести на ополчение. Нам остается последовать их примеру».

В ходе трехдневного заседания в столице был сформирован Комитет временного ополчения Петербургской губернии, избран начальник воинской силы генерал от инфантерии М.И.Голенищев-Кутузов, решены организационные вопросы. В постановлении дворянского собрания говорилось: «Приглашением единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений, представя для первоначального составления предназначенных сил во всех губерниях дворянству сводить поставленных для защиты Отечества людей, избирая из среды самих себя начальников над оными… Быв движимые духом патриотической ревности все единодушно изъявили готовность свою за спасение Всеавгустейшего императорского дома и Отечества жертвовать своим достоянием по верноподданческой присяге, не щадя живота своего до последней капли крови. К составлению ополчения приступить немедленно».

Дворянское собрание губернии также приняло решение: «На устройство и содержание сего ополчения открыть добровольную под надзором уездного дворянства предводителей и депутатов подписку пожертвований…» Депутаты призвали дворян принять активное участие в создании земского войска и сборе пожертвований: «… дабы и они в сем общем патриотическом усердии и рвении принимали живейшее участие».