Классик татарской литературы Гаяз Исхаки

Классик татарской литературы Гаяз Исхаки (1878-1954) был невероятно популярен среди своих современников. До 1917 года он был кумиром молодежи, его портретом украшали свидетельства об окончании медресе, ученические тетради. Художественные произведения Гаяза эфенди охотно раскупались, пьесы ставили татарские театральные труппы.

Основные персонажи его прозы – духовенство (муллы, абыстаи и т.д.), мугаллимы (преподаватели), шакирды (студенты), купцы и члены их семей. Современники называли героев произведений Исхаки «нашими культурными типами».

Своих героев Гаяз Исхаки «подсматривал» из собственного окружения. Многие автобиографичные моменты потом нашли отражение в его прозе. Писатель стал первым литератором, который показал татарскую повседневность, не приукрашая, без осуждения и назидания. Он часто обращался к социально-бытовой тематике, описывал знакомые всем детали, затрагивал самые деликатные моменты из жизни народа. С одной стороны Г.Исхаки критиковали, с другой с нетерпением ждали его новые рассказы и повести.

Будущий писатель родился в 1878 году д. Яуширма Чистопольского уезда (совр. с. Кутлушкино-Яуширма Чистопольского района РТ) третьим ребенком в семье сельского муллы. Старшие дети умерли в младенчестве, поэтому Мухамед-Гаяз рос как старший сын, опора и надежда отца. По словам самого писателя, представители их рода на протяжении трех столетий посвящали себя религиозной службе. К такой деятельности готовили и его.

Он рос очень смышленым ребенком, рано проявил интерес к учебе. Читать научился еще в пять лет, благодаря бабушке со стороны матери – Махфузе остазбике. Затем будущий писатель учился в медресе своего отца, в родной деревне. Здесь надо отметить, что семья была приписана к сельской общине д. Лашманка Бугульминского уезда Самарской губернии (совр. с. Лашманка Черемшанскго района РТ) и сам писатель официально считался крестьянином этой деревни.

Кроме отцовского медресе, Гаяз Исхаки учился еще в Чистополе у Закира ишана Камалова, в медресе которого его отправили в 12-летнем возрасте. К слову, здесь же учился и Фатих Карими. В 15 лет Мухамед-Гаяз отправился в Апанаевское медресе в Казани, после окончания которого продолжил образование в Казанской татарской учительской школе.

Друзьями Гаяза Исхаки были Садри Максуди, Фуад Туктаров, также студенты Казанской татарской учительской школы того времени. После окончания этой школы, некоторое время преподавал географию и историю в знаменитом медресе «Хусаиния» в Оренбурге.

Но из-за резкого ухудшения зрения у отца, он был вынужден возложить на себя обязанности имама в родной махалле. Однако литературно-публицистическая деятельность привлекала его сильнее и, как многие другие сыновья мулл того времени, он решился нарушить семейную традицию и оставил религиозное поприще.

Однако в силу тревожной общественно-политической ситуации, складывающейся в стране, ему не удалось спокойно заниматься литературно-журналистским трудом. Кроме этих занятий, в этот период Гаяз Исхаки пытается улучшить свое материальное положение с помощью коммерческой деятельности.

В 1904 г. в Казани он становится владельцем небольшой чайной «Караван-Сарай» в доме Апанаева на улице Московской. Судя по всему, в покупку были вложены средства жены писателя Марьям Фатхутдиновой, именно на нее была оформлена недвижимость. В заведении собиралась преимущественно татарская молодежь, что не могло не вызвать подозрения у жандармерии. Тем более об этом их в самых ярких красках осведомляли тайные информаторы из числа той же молодежи.

Гаяз Исхаки в жандармских сводках называют руководителем подпольной шакирдской организации «Бреги» («Берек»), а в чайной проходят обыски. Вскоре владельца заведения общепита обвинили в сокрытии доходов (в сдаче нескольких комнат в аренду), и не соблюдении санитарных норм. Писатель к тому времени считался уже политически неблагонадежным лицом. Это было началом почти десятилетнего периода скитаний писателя.

Гаяз Исхаки, как уже было отмечено выше, не сумел продолжить дело отца – служить муллой. В его прозе, посвященной жизни шакирдов, литературные персонажи нередко сталкиваются с дилеммой – как жить дальше, а их ли это дело? Безусловно, непонимание между старшим и молодым поколением всегда имело место, но именно на рубеже XIX-XX веков конфликт поколений проявился особенно остро. Это было связано и с экономическими факторами, и со сменой морально-нравственных ориентиров в обществе. Например, именно в это время особенно актуальным стало светское образование.

Гаяз Исхаки тоже мечтал продолжить образование в высшем учебном заведении, правда эта мечта осталась нереализованной. Этот вопрос он поднимал во многих своих произведениях. Ему удалось уловить общую тенденцию, когда молодое поколение купеческих семей (а так же отпрыски мулл) отказывались от традиционного уклада жизни, предпочтя судьбу интеллигента.

Многие герои пьес и прозы Гаяза Исхаки сталкиваются также с необходимостью изучения русского языка. Это еще одна характерная тенденция этой эпохи, верно подмеченная писателем, которая была обусловлена не только государственной политикой в отношении инородцев, но и их личным желанием конкурировать с русскоязычным населением в профессиональной сфере. К слову, Гаяз Исхаки перевел на татарский язык некоторые произведения А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, но больше всего ценил рассказы А.П.Чехова.

Одна из главных линий в творчестве писателя – тема любви и брака. В его рассказах и пьесах можно проследить жизнь татар от сватовства до семейных драм в глубокой старости. Писатель в своих произведениях поднимал проблему бездетности, смешанных браков, разводов, многоженства. Некоторых критиков даже раздражала чрезмерная откровенность Гаяза эфенди. Для мусульманской публики казалось неприличным читать подробности татарской частной жизни.

Семейные конфликты в своих произведениях Гаяз Исхаки часто разрешал при помощи развода. К слову, и сам писатель состоял в разводе. При этом он дважды женился и разводился с одной и той же женщиной. Впервые Гаяз Исхаки женился на Марьям Фатхутдиновой (дочери Фатхутдина Шарипова) в 1903 г., окончательно развелся в 1908-м.

Архивные документы не объясняют эти семейные взаимоотношения, но сам писатель вполне откровенно пишет о них в автобиографичной повести «Зиндан» о жизни в неволе. В период жандармских гонений, Исхаки возвращается в родное село. Вместе с маленькой дочкой приходит повидать его и бывшая жена Марьям. Она была без сопровождения других взрослых женщин и оказалась наедине с бывшим мужем, в его доме.

Во избежание сплетен и домыслов, Исхаки еще раз женился на Марьям. В этом браке в 1905 году родилась единственная дочь Сагадат, впоследствии воспитывал её Гаяз эфенди сам. Она эмигрировала вместе с отцом и занималась научной деятельностью.

Бывшая жена Г.Исхаки осталась в Советской России. Её второй брак тоже оказался неудачным.Уже перед смертью, он признавался дочери, что, возможно, он виноват перед бывшей супругой и пусть она попросит у матери прощения за него. Марьям Шарипова умерла в 1970 г. в Казани, Сагадат Чагатай в 1989 г. в Анкаре.

Писателя можно по праву назвать одним из идеологов татарского «женского вопроса». Однако в газетных публикациях он старался предостеречь развитие женского движения от опасных последствий. «Смысл женского вопроса не взращивание в женщинах враждебных чувств к мужчинам, а в том, что нужно установить у обеих сторон чувство взаимного уважения в и голове, и сердце», − писал он в 1914 г.

На годы Первой мировой войны приходится один из активных периодов творчества Гаяза Исхаки. До этого почти шесть лет он находился либо в тюрьме, либо в ссылке, либо жил на нелегальном положении, постоянно меняя паспорта. Часть его публицистического наследия до сих пор остается неизвестным, из-за того, что публиковался он под анонимными фамилиями, не все его псевдонимы раскрыты.

Гаяз Исхаки оставил впечатляющее литературное наследие.

Еще в 1906 г. писателя обвинили в революционной пропаганде, хранении прокламаций и осудили на три года, отправив в ссылку в г. Пинега Архангельской губернии. Но он не дождался окончания срока и сбежал. До этого он отправил официальное прошение с просьбой заменить ему ссылку на выезд за границу, ему это разрешили, но ссыльный сбежал из Пинеги за три дня до получения официального ответа.

Эти скитания отразились на здоровье Гаяза Исхаки, например, в этот период у него появились гастроэнтерологические проблемы. Да и литературный труд требовал огромных душевных сил. Гаяз Исхаки с ранних лет страдал невротическими расстройствами, так из-за этого во время учебы в Казанской татарской учительской школе он предпочитал снимать отдельную квартиру.

В 1912 г. его вновь арестовали, и уже за побег вновь отправили в Архангельскую губернию, в г. Мезень. Во время второй ссылки он тяжело переносил белые ночи, почти не мог заниматься творчеством. В 1913 г. из-за 300-летия династии Романовых его освободили раньше срока, но было запрещено нахождение в Казани.

Поэтому в годы войны он занимался журналисткой деятельностью в Москве и Санкт-Петербурге. Некоторое время друзья снимали ему квартиру в Верхнем Услоне, ведь своей литературно-публицистической деятельностью он был неразрывно связан с Казанью.

Гаяз Исхаки некоторое время был вынужден жить в Верхнем Услоне, т.к. ему был запрещен въезд в Казань.

Тем не менее, в эти годы он организовал собственное издательство для издания своих сочинений. Это была, очевидно, еще одна попытка улучшить и материальное положение, т.к. несмотря на невероятную популярность литературных произведений, из-за побега и нелегального статуса, не все договоренности с издательствами выполнялись с соблюдением авторских прав. Пожалуй, самым удачным был опыт сотрудничества Гаяза Исхаки с издательством «Гасыр» под руководством Ахмет-Гарая Хасани. Они издавали его произведения вплоть до 1917 г.

После февраля 1917 г. громким событием татарской культурной жизни стала постановка пьесы Гаяза Исхаки «Зулейха», посвященная крещению татар в XIX веке. Пьесу он писал во время своих нелегальных скитаний. Обращение к этой болезненной теме было неслучайным, в родной деревне Исхаки тоже были похожие семьи «отпавших» татар. Но показ на театральной сцене стало возможно лишь после февральской революции. Именно в это время Гаяз Исхаки, наконец, смог легально приехать в Казань, уже как свободный человек.

Но уже во второй половине 1920-х гг. изучение наследия «буржуазного писателя», «контрреволюционера» Гаяза Исхаки стало подвергаться резкой критике. И все попытки некоторых татарских деятелей отделять литературу от политики, призывы сохранить татарскую литературную классику, стали осуждаться. Многие из защитников впоследствии были репрессированы.

Как у настоящего художника, интуитивная тревога за нацию была у Гаяза Исхаки еще в начале творческого пути. Так еще в 1904 г. писатель создал фантастический роман «Вырождение двести лет спустя». Он предупреждал татарский народ о возможном печальном исходе. Единственным выходом Гаяз Исхаки считал избавление от невежества.

Только невежеством некоторых людей можно объяснить и жизненные трудности писателя, и вынужденное забвенье его имени. Ведь в них очень часто были виноваты не только определенный режим или же идеология, а обычные люди. Именно их страхами, доносами и предательством подпитывались все режимы. И все это происходило внутри татарского общества, среди тех самых татар, которых так любил писатель Гаяз Исхаки. Умер самый популярный татарский писатель дореволюционного времени в 1954 году в Турции.