Шежере

Источник: https://dzen.ru/a/Ykpw7A-xlzPp01Kh (Зуфар Шакур)

Сильное дерево крепко держится корней. Ветви его устремлены вверх, к солнечному свету. Корни уходят далеко в глубину. Дерево — это образ человеческой жизни, судьбы. Тот, кто желает быть сильным, целостным, крепким, стремится узнать имена и дела своих предков.

У татарского народа термин, выражающий понятие «родословие», был арабского происхождения. «Шеджере» — это «дерево, древо». Также использовался ряд синонимов: насел аначы (родословное дерево), насел язуы (родословная запись). Составление и оформление родословных было особым видом народного творчества. В шежере включались представители рода по мужской линии.

Каждый человек должен был хорошо знать свою родословную. Знания в этой области старики передавали своим детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную (шежере) аксакалы рода, однако, согласно обычаям, и рядовые люди должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена. Даже в настоящее время нередко встречаются старики, знающие свою родословную в пределах 10-12 поколений.

Шежере по форме и по содержанию неодинаковы: одни действительно являются только родословными, другие включают сведения, приближающие их к летописям, к ним было бы правильно применить термин «генеалогическая хроника». Некоторые письменные памятники назывались преданием, летописью или просто исторической записью. До наших дней шежере дошли в копиях XVIII–XIX вв., и только в ряде случаев — в более ранних списках. Составители шежере нередко включали в текст содержание ханских ярлыков, предания о знатном происхождении своих родовитых предков, а позднее — грамоты на право вотчинного владения землей, раздельные акты и т. д. Сейчас многие из этих материалов в совокупности с генеалогиями, а также народными преданиями о происхождении того или иного племени, представляют для историков и этнографов исключительный интерес.

Знание имен и времени жизни предков дополняет общую картину исторической правды, и человек обретает достоверное представление о прошлом.

Татары события прошлого хранили в комментариях к родословным или передавали рассказы о прошлом в устной форме. Родословные играли роль исторической памяти. В этой традиции сформировались особые «маркеры», позволяющие восстановить потерянные периоды. Фамилии татар возникали от основателя родословной или от места, где жил человек. 

За годы советской власти десятки шежере были утеряны. Боясь преследования, старики прятали их или уничтожали. Укрытые в тайниках сундуков, в лесу, в дупле или зарытые в землю, они не сохранились, так как часто их некому было передавать. Дети становились комсомольцами, вступали в партию. Им не разрешали даже общаться с родителями, провожать их в последний путь: в ссылку, в изгнание, в тюрьму, на расстрел.

В послеоктябрьский период шежере, как ценные исторические источники, были отвергнуты историками на основании того, что большинство шежере содержат сведения библейского характера или легенды, почерпнутые из тюрко-монгольской мифологии.

В советскую эпоху интерес к родословным заметно уменьшился, но полностью не исчез.

Самая древняя из известных родословных — Карабека. Он считал себя потомком Чингисхана. Таких более 20 списков. Это родословные, которые многие ученые знают. Потомки Карабека — князья Касимовы, например. Многие родословные начинались от служилых татар-мишарей. Известны княжеские родословные: Юсуповых, Суркиных, Яушевых и других. Есть в Отделе древних рукописей ханские и султанские родословные, составленные в русле мусульманских традиций».

Именно ханские родословные ведут начало от Адама до Ибрагима, от Нуха до Сима и далее к пророку Мухаммаду.

Эмилия Аронова.