Забытый поэт Миргазиз Укмаси

Миргазиз Укмаси – современник Габдуллы Тукая. Сын деревенского муллы, учился в одном медресе с Фатихом Амирханом. Писал стихи, публиковал их в газетах, издавал поэтические сборники… А потом случилась революция, белое стало черным, черное – белым. И имя Миргазиза Укмаси было вынужденно забыто. Так случилось со многими, но еще можно возродить эти имена.

Если спросят какого татарского поэта вы знаете, то, наверное, многие ответят – Габдулла Тукай. Но кроме поэта №1 в татарской литературе, конечно, есть и другие имена. Время Тукая в этом смысле было очень благодатным: практически каждый шакирд пытался сочинять стихи или прозу. У некоторых это получилось очень хорошо. В начале ХХ века впервые появилась возможность для публикации своих произведений (работали татарские издательства, выходили татарские газеты и журналы), а, значит, был шанс довести собственные мысли до читателя.

Миргазиз Укмаси родился в 1884 году в семье муллы Габдулкаюма в деревне Малый Атмас (Кече Укмас) Лаишевского уезда Казанской губернии (сейчас это совр. Рыбно-Слободский район РТ). Отсюда его творческий псевдоноим – Укмасый (т.е. человек из Укмаса).

Родители будущего поэта были образованными людьми, мать его Шамсельбанат, например, тоже писала стихи. Настоящее имя М. Укмаси – Миргазиз Габделкаюмович Забиров.

Учился сначала у своей матери, а потом в мектебе деревни Илебер, медресе деревени Сатыш Мамадышского уезда, но жажда знаний привела его все-таки в солнечную Казань. В 1897 году Миргазиз поступил в знаменитое медресе «Мухаммадия», руководителем которой был Галимджан Баруди. Здесь в то время учился и писатель Фатих Амирхан. Кстати, он звал Миргазиза “шагыйрь әфәнде” (господин поэт).

«Мухаммадия» тогда была сродни Татарскому национальному университету, попасть туда стремились многие шакирды. Даже Мажит Гафури, невзирая на расстояния, дошел до Казани, чтобы учиться в «Мухаммадии».

Казань славилась своей творческой средой, неслучайно и Миргазиз Укмаси свои первые стихи начал писать в годы учебы в казанском медресе. Первые его публикации датируются 1906 годом, а уже через год вышел первый поэтический сборник «Алданма кызыл алмага» (1907). (Не обольщайся красным яблоком).

О своем творчестве он говорил так: «Вдохновение мое проклюнулось где-то на полях ржи, на заросших полынью и забытых людьми тропах…» («Минем илһам баш чыгарган арыш басуы эчендә, ташланган һәм әремнәр үскән, кеше йөрми торган юлда») (кстати, прославивший свои «пропасти во ржи» Селинджер еще даже не родился, когда Укмаси писал эти строки Тукаю).

После окончания медресе, с 1908 года Миргазиз работал мугаллимом в разных уголках страны (Пензенской губернии, Акмолинской области) и, конечно, продолжал писать стихи. В 1909-1912 годах у него вышло еще три поэтических сборника. Занимался он и сбором татарского фольклорного наследия.

Начавшаяся Первая мировая война перечеркнула многие мирные планы. Миргазиз Укмаси тоже был призван в действующую армию. Миргазиз Укмаси взял на себя миссию военного муллы. Тем самым оказывал важную моральную поддержку солдатам-мусульманам, а также помогал хоронить погибших по нормам ислама.

Этот было очень важно для татарских солдат, они часто жаловались в своих письмах, что нет мулл в войсках. Военных мулл действительно не хватало и только ближе к 1917 году власти приблизились к удовлетворению этого солдатского требования.

После революции Миргазиз Укмаси вернулся в Казань, в первые годы советской власти он продолжал работать в системе образования. Новая советская школа не могла обойтись без старых педагогических кадров. В это время Укмаси продолжал публиковаться в советской татарской прессе.

Жизненные обстоятельства – смерть родителей – вынудили его вернуться в родные края, он взял на себя обязанности деревенского муллы на малой Родине. Может быть, так и жил бы поэт в Малом Атмасе, продолжая традиции семьи – совмещая крестьянский труд и духовное служение народу, но в конце 1920-х годов началась коллективизация. Муллы были объявлены основными противниками этого процесса.

Миргазиз-хазрата арестовали 7 июня 1931 года, как «организатора контрреволюционных выступлений», а уже через два месяц был оглашен приговор тройки ГПУ – лишение свободы на 8 лет. Позднее все же смягчили меру наказания и освободили досрочно. Жестокие игры с человеческими судьбами были тогда рядовым явлением.

Конечно, после громкого ареста возвращаться в родную деревню, где каждый обходил стороной таких «врагов народа» не было смысла. Нужно было затеряться в толпе и превратиться в безликого советского гражданина; забыть о своем происхождении, о прошлом поэта и муллы. Так бывший «политический» Миргазиз Укмаси начал скитания по разным углам. Вместе с ним кочевали и две его дочери, жены к тому времени уже не было в живых.

Вдовцу приходилось воспитывать детей одному. Сначала они поселились в Зеленодольске (устроился на работу в местную школу ФЗУ), потом отправились в Нурлат, там тоже была работа в школе. Но, очевидно, нигде не удавалось пустить корни, найти покой, везде были косые взгляды и недоверие. В конце 1930-х они перебрались в Казань, о работе в системе образования не было уже и речи, бывший учитель устроился столяром при Казанском медицинском институте. Новым ударом судьбы для Миргазиза стала смерть старшей дочери-студентки.

Несмотря на досрочное освобождение, имя Миргазиза Укмаси долгие годы оставалось под негласным запретом. Люди, связанные с редакционной политикой и издательским делом предпочитали не связываться с ним, хотя попытки вернуть его в информационное пространство были.

В 1946 году его приняли даже в Союз писателей Татарстана. Миргазизу Укмаси, даже помимо стихов, было что сказать своим читателям. Он хорошо помнил дореволюционную татарскую культурную жизнь, знал многих лично и готов был поделиться своими воспоминаниями. Но, увы, в 1948 году поэт Миргазиз Укмаси завершил свой жизненный путь.

Могила Миргазиза Укмаси на Татарском кладбище г. Казани.

Избранные произведения поэта увидели свет лишь спустя десять лет после его смерти – в 1958 году.