ПУТЕШЕСТВИЕ ЕКАТЕРИНЫ II ПО ВОЛГЕ

В 1767 ГОДУ: УЗНАВАНИЕ ИМПЕРИИ

Автор Г.В. Ибнеева

(Казань)

Иллюстрация: Екатерина II в дорожном костюме. Неизвестный художник

Продолжение публикации

В Нижнем Новгороде, увидев, что местные купцы имеют небольшие капиталы, а потому не могут «расторговаться», Ее императорское величество учредило первую в России акционерную торговую кампанию.

Таким образом, Екатерина последовательно претворяла свою программу мирного завоевания сердец подданных разных сословий, демонстрируя благотворность новейших западных идей (будь то организация коммунального хозяйства или акционерного предпринимательства) для самых что ни на есть сердцевинных земель Российской империи. Но даже самое ритуальное путешествие по заранее заготовленной программе всегда приносит путнику новые, неожиданные впечатления. В свете недавнего исследования Ларри Вульфа «Изобретение Восточной Европы: карта цивилизации в воображении Просвещения» интересно задаться  вопросом: какой открывается империя императрице в ходе путешествия, и как императрица открывает для себя и «изобретает» свою собственную империю?

Образованные выходцы из стран Западной Европы эпохи Просвещения, вступая на земли Восточной Европы, уже заранее готовы были воспринимать ее как чужой и чуждый им мир. Им казалось, что они попадают в зазеркалье, мир иной рациональности и морали. Это делает их совершенно раскрепощенными и свободными от норм поведения, принятых в их собственном обществе. В этом смысле Екатерина II коренным образом отличается от западноевропейских путешественников. Путешествуя и открывая для себя то новое, что она никогда не видела — людей, обычаи, — Екатерина не выходит из уготованной ей судьбою роли, остается сама собой. Она «принимает» империю как хозяйка, не забывая, что встречающие

— ее подданные, а не туземцы экзотических краев. Не изменяя своей роли, она ожидает и от местных жителей, какими бы причудливыми ни казались их облик и обычаи, исполнения предусмотренной роли лояльных подданных. Чтобы увидеть царицу, в Казань приехали «иногородцы», выдержавшие путь в 400 и 700 верст. Они были допущены к царскому обеду. «Государыня таким прямым усердием очень довольна была», — сообщает В.Г. Орлов. Имперский ритуал (в нашем случае — путешествие императрицы)

позволяет самодержавию увеличивать свой политический ресурс, опираясь на массовую поддержку без юридически оформленного делегирования власти снизу.

Екатерина с интересом наблюдает жизнь приволжских жителей. Если она и опирается при этом на заранее сформировавшиеся ожидания того,что она встретит в ходе путешествия, то это скорее готовность встретить

«сверх-норму», чем «анти-норму». Действительно, жизнь волжского края предстает перед ней в несколько идеализированном свете. Видимый достаток произвел на путешественницу благоприятное впечатление: «Здесь

народ по всей Волге богат и весьма  сыт; и хотя цены весьма высокия, но все хлеб едят, и никто не жалуется и нужду не терпит». Особенно восторженно она отзывается о природе и довольстве жителей деревни В.Г. Орлова, которая находилась в Симбирской губернии, неподалеку от Майнска: «Хлеб всякого рода так здесь хорош, каких еще не видала; по лесам же везде вишни и розаны дикие, а леса иного нет, как дуб и липа; земля такая черная, как в других местах в садах на грядах не видят. Одним словом сии люди Богом избалованы; я от роду таких рыб вкусом не едала, как здесь, и все в изобилии, что себе представить можешь, и я не знаю, в чем бы они имели нужду; все есть и все дешево».

Знакомство с Поволжским краем обогатило императрицу знанием местных реалий, истории, традиций и обычаев народов России и способствовало кристаллизации идей, реализованных позже. Об этом свидетельствует

ее письмо: «отселе выехать нельзя: столько разных объектов, достойных взгляду, idee же на десять лет здесь собрать можно».

Продолжение следует…