По пути Ахмеда ибн Фадлана

В 1989–1993 годах ЮНЕСКО осуществила комплексную проект-программу «Великий шёлковый путь – путь диалога», посвящённую изучению истории и древних коммуникаций. В рамках этого проекта большая группа учёных из 52 стран при участии японской телекомпании «Асахи» весной – осенью 1989 и 1991 годов провела две международные (рекогносцировочную и основную) экспедиции по торгово-караванным путям древности и средневековья.

Археологические и историко-архитектурные памятники, расположенные вдоль древних и средневековых торгово-караванных дорог между Востоком и Западом всегда представляли огромный интерес для учёных-историков, да и для общественности в целом. И их активно продолжают изучать исследователи разных стран. Эта тема приобрела особое звучание в нынешнем 2022 году, который был объявлен Годом 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.   В этнокультурном развитии тюркоязычных народов Евразии и их историко-культурных контактах с другими этносами и государственными образованиями важное место занимали Волго-Уральский регион и Арало-Сырдарьинско-Амударьинский бассейн Центральной (Средней) Азии. Наличие мощных водных ресурсов и путей – Волги (Идель), Камы (Чулман), Белой (Ак Идел) и Урала (Яик, Жаек), Амударьи (Джейхун) и Сырдарьи (Сейхун), связывающих эти регионы Каспия и Арала, близость и контактность территорий, постоянные передвижения кочевых племён с юга на север и северо-запад и наоборот, прохождение здесь важных торговых путей, высокий уровень урбанизации территорий – все эти природно-географические, социально-экономические и историко-культурные факторы предопределили роль этих двух регионов как важных контактных зон с широкими связями. Напомним: в 1989–1993 годах ЮНЕСКО осуществила комплексную проект-программу «Великий шёлковый путь – путь диалога», посвящённую изучению истории и древних коммуникаций. В рамках этого проекта большая группа учёных из 52 стран при участии японской телекомпании «Асахи» весной – осенью 1989 и 1991 годов провела две международные (рекогносцировочную и основную) экспедиции по торгово-караванным путям древности и средневековья.
Одновременно и параллельно первой экспедиции ЮНЕСКО в туркменском портовом городе Красноводске (ныне Туркменбаши) высадилась Всесоюзная гуманитарная комплексная историко-этнографическая экспедиция «Сафир-89»
По результатам этих поездок благодаря активной поддержке политических элит и научно-культурной общественности целого ряда государств и регионов стало возможным включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наиболее важных мест природы и памятников истории, в том числе Казанского Кремля и Болгара. Одновременно и параллельно первой экспедиции ЮНЕСКО в туркменском портовом городе Красноводске (ныне Туркменбаши) высадилась Всесоюзная гуманитарная комплексная историко-этнографическая экспедиция «Сафир-89», которая в августе – октябре 1989 года совершила путешествие по значительной части пути арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана. Экспедиция взяла старт из Болгара – Казани 2 августа и вернулась в Татарстан 5 октября. Руководил ею тогда ещё молодой путешественник, ныне известный петербургский учёный-историк А.Г.Юрченко. В составе экспедиции были два десятка молодых учёных и специалистов из Ленинграда, Казани, Уфы, Чебоксар и Ашхабада. В центре внимания участников «Сафира» была история мировых коммуникаций, движения людей и товаров по торгово-караванным трассам в древности и средневековье. Изучались контакты между представителями разных цивилизаций и культур, обмен опытом и идеями, знаковыми системами и письменностью, научной и технической информацией, духовными ценностями.
Это был «караван мира», который выполнял дипломатическую цель и задачи религиозно-культурного и политического характера
Экспедиция была названа «Сафир» («Сафар») не случайно. В переводе с арабского это слово означает «посол, путешественник, посредник». Мы повторили значительную (в пределах СССР) часть пути, описанного путешественником, писателем и секретарём арабского посольства X века Ахмедом ибн Фадланом ибн аль-Аббасом ибн Рашидом аль-Багдади. Как известно, ровно 1100 лет назад, в 921–922 гг., из столицы Багдадского халифата через Иран и Среднюю Азию к царю волжских болгар Алмушу совершило путешествие посольство халифа Джафара аль-Муктадира-­биллаха. Официально его возглавил евнух халифа Сусан ар-Рассин, но ведущую роль в нём играл секретарь Ахмед ибн Фадлан. Это был «караван мира», который выполнял дипломатическую цель и задачи религиозно-культурного и политического характера. В его составе было пять тысяч человек и три тысячи коней, не считая верблюдов, а также сопровождающие караван во­оружённые отряды. Большая часть пути посольства пролегала по территории республик бывшего СССР: из Серахса в Мерв, затем из Амуля в Бухару, далее по реке Джейхун-Амударья через Хорезм в плато Устюрт, по Западному Казахстану на север – в Волго-Камское междуречье. Сохранился подробный отчёт Ахмеда ибн Фадлана об этом путешествии, который позволяет реконструировать средневековый торгово-караванный путь, обычаи племён и народов, участвующих во взаимном общении и обмене посредством караванной торговли. Об интенсивности торговых связей Средней Азии с Восточной Европой свидетельствует обилие саманидских монет, найденных в различных местностях со­временной Российской Федерации вплоть до балтийских стран и Скандинавии.
Из Волжской Булгарии через Хорезм вывозили меха, кожи, кору для дубления, скот, мёд, орехи и многое другое. Из Средней Азии в Восточную Европу везли рис, перец, изюм и сухофрукты, ткани, но более всего серебряные дирхемы – саманидские исмаили, которые играли ведущую роль в торговом обороте. Поэтому среднеазиатско-волжский путь принято называть «серебряным путём». Программа «Сафира» включала три основных этапа исследований, связанных с путешествиями по трём различным природным и историко-культурным зонам. Это зона орошаемого земледелия в Центральной (Средней) Азии, степи Казахстана и лесостепи Поволжья. В каж­дом из названных трёх регионов исторически сложились и сохранились до наших дней особенности семейно-бытового уклада, организации мужского и женского труда, народных праздников. Всё, что относилось к сфере выживания (жильё, одежда и пища), также чётко различается по трём историко-культурным зонам. В частности, жилище в среднеазиатском регионе в основном представлено в виде глиняного дома, в степях Казахстана как войлочная юрта, а в Волго-Уральском регионе – в виде деревянной избы (дома). Наша экспедиция повторила, как указывалось выше, значительную часть пути арабского дипломатического посольства из Багдада в Болгар в 921–922 гг. Были сняты научно-популярные фильмы, в том числе на историко-этнографические сюжеты. Мы собрали научные сведения по различным аспектам традиционной и современной культуры туркмен, узбеков, каракалпаков, белуджей, иранцев, казахов, калмыков, народов Дагестана, азербай­д­жанцев, русских, казаков, татар, башкир и других наций Средней Азии, Казахстана и Волго-Уральского региона. Были подготовлены также материалы для «Энциклопедии ибн Фадлана».
Нынешний год объявлен Годом 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. И хотелось бы в связи с этим обратить внимание на необходимость проведения новой комплексной экспедиции по пути Ахмеда ибн Фадлана с привлечением учёных и специалистов, а также энтузиастов по марш­руту Багдад – Болгар
Члены «Сафира-89» со­вмест­но с Международной экспедицией ЮНЕСКО «Великий шёлковый путь – 89» активно участвовали затем в других историко-этнографических исследованиях. Нами были проведены несколько очередных научных экспедиций по маршрутам древних путешественников из Средней Азии в Поволжье, а также в других регионах Евразии. Рассказывая об этом, напоминаю, что нынешний год объявлен Годом 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. И хотелось бы в связи с этим обратить внимание на необходимость проведения новой комплексной экспедиции по пути Ахмеда ибн Фадлана с привлечением учёных и специалистов, а также энтузиастов по марш­руту Багдад – Болгар. Она могла бы пройти под эгидой и флагами ЮНЕСКО, ИРСИКА и ТЮРКСОЙ и при поддержке тех государств, по территории которых прошёл бы маршрут экспедиции. На наш взгляд, экспедиция должна иметь статус меж­дународной научной и гу­манитарной. Это позволило бы всем нам по-новому подойти к ­изучению древних и средневековых торговых путей и контактов между народами Востока и Запада, их оживлению в современных реалиях (проекты «Север – Юг», «Западная Европа – Западный Китай»), осмыс­лению исторического значения дипломатического посольства 921–922 гг. для народов Волго-Уралья, России и Евразии в целом, а также дало бы новый импульс укреп­лению авторитета и престижа Татарстана и Российской Федерации на международной арене и сближению народов Евразии. Надо согласиться, что это очень важно и актуально для нашей страны в современных международных реалиях.
К 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией широкомасштабно проведены Международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: Kazansummit», Всероссийский форум татарских религиозных деятелей, закладка строительства Соборной мечети в Казани, Всероссийский фестиваль «Великий Болгар», выставка мусульманской культуры «Ислам нуры» («Луч ислама»), Международный молодёжный форум «Россия – организация исламского сотрудничества», конкурс чтецов Корана… В городе Касимове Рязанской области состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Государство, образование, личность и история ислама на российском пространстве», в её рамках – Всероссийский научно-краеведческий симпозиум «Роль татар Касимовского региона и Окско-Сурского междуречья в истории и культуре татарского народа и их вклад в становление и укрепление Российского государства». Этот научный форум был приурочен также к 870-летию основания города Касимова и 570-летию образования Касимовского ханства. Был также открыт памятник правительнице XVI века Сююмбике, похороненной на касимовской земле. Выбор места для проведения форума обусловлен не только юбилеем принятия ислама предками татар Поволжья и Урала и юбилеем Касимова как города – симбиоза двух культур и места упокоения легендарной Сююмбике, но и богатой традицией про­свещённости и учёности среди касимовских и окско-сурских татар.
В перечне других юбилейных событий – открытие нового комплекса Российского исламского университета в Уфе, историко-культурного комплекса «Булгарская застава» в Ульяновской области, строительство ярмарочной мечети в Нижнем Новгороде, завершение реставрации и открытие комплекса медресе «Мухаммадия» в Казани, реконструкция исторической мечети в Москве, реставрация здания Московского исламского института и другие мероприятия. К 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией приурочены и масштабные образовательные проекты. Вот только некоторые из них: электронная библиотека «Даруль-кутуб», онлайн-­медресе, где можно получить достоверные знания по основам ислама. Интернет-платформа и мобильное приложение этого образовательного ресурса оказались очень ­востребованными, к обучению подключились не только жители Татарстана и России, но и наши соотечественники из стран ближнего зарубежья, европейских государств, Китая и Австралии. Всем желающим станет доступен русский и англоязычный варианты онлайн-медресе. Одна из важных инициатив – издание нового казанского Корана на основе специально разработанного дизайнерского компьютерного шрифта «Казан басма» и издание энцик­лопедического словаря «Ислам в Российской Федерации». Дан старт работе над рукописным Кораном, что будет способствовать возрождению науки, которая изучает правила написания арабских букв. Вот такими важными делами сопровождают жители нашей республики и татарского мира 1100-летний юбилей принятия ислама в северной части Евразии предками татар Поволжья и Урала. 

Альберт БУРХАНОВ,

начальник комитета по работе с краеведами исполкома Всемирного конгресса татар, председатель РОО «Общество татарских краеведов» РТ, член научного совета по проблемам СЕИ при Институте востоковедения РАН, заслуженный деятель науки РТ, профессор

Источник: газета «Республика Татарстан»