Об истории пермских татар

По материалам Эльмиры Галимовой

Первые исторические сведения о пермских татарах содержат письменные источники ХVI и ХVII веков: книги сошного письма М. И. Яхонтова, основанные на итогах переписи 1579 года, и «Житие св. Трифона Вятского». В этих материалах уже делается попытка региональной дифференциации остяков на присылвенских (проживающих на реке Сылва) и муллинских (проживающих на реке Мулянка).

Материалы писцовой книги М. Кайсарова от 1623–24 гг. свидетельствуют о проживании на территории бассейна рек Ирень, Шаква, Сылва, Тулва, Мулянка, Бырма, Сыпь и их притоков не только остяков, но и татар, которые в данном источнике употребляются без какой-либо дифференциации.

Ценным письменным памятником по истории края является «Пермская летопись» (7 томов), собранная и опубликованная в XIX веке, в материалах которой население края представлено такими этнонимами, как данники Ибрагимовых, казанские татары, ногайские татары, ногайские люди, сылвенские татары, иренские татары, башкирцы, буинцы.

Первые научные исследования, посвящённые вопросам этногенеза населения Пермского края, появились лишь в XX веке. За этот период по данной теме было опубликовано большое количество исследований лингвистов, этнографов, историков, краеведов. Ознакомление с ними позволило выявить три направления рассматриваемых научных проблем:

  1. история терминологии;
  2. этническое происхождение;
  3. формирование территориальных подгрупп.

Одним из первых является вопрос истории происхождения терминов, как этнонимических, так и топонимических. Наибольший интерес к этому вопросу проявили лингвисты. Так, Ф. С. Фасеев рассматривает данный этноним (остяк, иштяк, истяк) как «продукт тюркско-остякского взаимодействия в VIII–XVII вв.». Остяки, по его мнению, – это отюреченные финно-угорские племена, которые занимали территорию Среднего Урала и возникли в результате длительных контактов с тюрко-язычным миром. Впоследствии они вошли в состав предков северных групп башкир.

Кто такие иштяки?

Поддерживая мнение многих исследователей о существовании остяков, диалектолог Д. Б. Рамазанова в этимологии данного термина выделяет компоненты ош, иш, уш, которые обнаруживаются в составе этнонимов иштяк, уштяк. По-видимому, данный термин применялся относительно различных народностей. Например, русские остяками называли хантов, сибирские татары именовали их уштяками, а казахи иштяками называли башкир.

По-видимому, так называли жителей бассейна реки Буй, протекающей на северо-западе современного Башкортстана.

Три компонента пермских татар

Второе направление связано с проблемой этнического происхождения пермских татар. В этом вопросе исследователи придерживаются самых разных точек зрения. Этнограф Д. М. Исхаков выделяет в структуре этногенеза татар и башкир Пермского края влияние следующих компонентов: ранний тюркско-угорский и ногайско-кипчакский, поздний поволжскотатарский.

Историк Ф. Г. Ислаев считает, что в формировании пермских татар участвовали разные, как он называет, «этнические сословия», в частности тюркское и болгарское. В тюркском сословии он выделяет: печенегов, кыпчаков, огузов, йемеков, башкир, басмылы, кай , ябаку, татар, киргиз. Роль болгарского сословия в формировании пермских татар широко развивает А. Х. Халиков, приводя в доказательство данные археологических раскопок XIII века. Роль печенегов в вопросе этногенеза пермских татар, академик М. З. Закиев определяет термином канглы, т.е. «кочевники», которым именовали себя печенеги. Именно это слово сыграло определяющую роль в названии волости Кунгур (сейчас г. Кунгур).

Влияние кипчаков исследователи связывают с рекой Телес (приток реки Ирень), исходящей от древнего кипчакского племени Телес (X век), что находит подтверждение существования топонимических названий сёл Кыпчак и Телес на территории Пермского края. По мнению Ф. Г. Ислаева, роль башкир в формировании пермских татар незначительна. Появление их на территории Пермского края приходится лишь на XIV–XVI века. Наше внимание привлекает этноним кый, по сведениям этнофоров можно отметить, что пермские татары себя именуют кый татары (кый татарлары), и данная частица, как правило, присоединяется к глаголу и является главной особенностью их диалекта.

Как татары угров ассимилировали

После событий 1552 года, они добровольно подчинились русской власти и взамен сумели сохранить свои территории по течению р. Тол, где их именуют гайнинские татары и башкиры. Термином башкир, отмечает он, определяли не национальность, а сословие. Во времена миграционных процессов татары, удмурты, марийцы изъявляли желание записываться башкирами, с целью стать полноценными хозяевами выделенного участка земли. По всей вероятности, данные факты повлияли на создание некоторой двойственности в самосознания народа Пермского края (пермские татары или башкиры). И всё же важную роль в характеристике этногенеза пермских татар сыграло татарское сословие. Первое упоминание об этом в письменных источниках зафиксировано уже в XVI веке. Конечно, основной поток татар, переселившийся на территории Пермского края, наблюдался после событий 1552 года. Казанские татары осваивали территории по течению рек Шауба, Ирень, Бырма, Ашап, Тол, Тор, Сылва – до реки Уфа.

По свидетельству пермского историка А. А. Дмитриева, татары переселялись на территорию Сылвенско-Иренского междуречья ещё до покорения Казанского ханства. Этнические процессы, по его мнению, уже к XVI веку завершились ассимиляцией угров татарами и привели постепенно к внутренней неоднородности «пермских татар».

Если в формировании пермских татар, кроме татар и остяков, участвовал и угорский компонент с востока, то, по мнению лингвиста Д. Б. Рамазановой, это племя пришло уже отюреченным. В подтверждение участия угорского компонента в сложной структуре этногенеза пермских татар, она приводит топонимические факты, например гидронимы Пермского края (Сылва, Шаква, Тулва, и др.) образованы при помощи топоформанта.

Булгары и мулла Маметкул

К третьему направлению в области исследования этногенеза пермских татар можно отнести проблему выделения территориальных подгрупп, которые формировались неодновременно. Одни исследователи в их классификации использовали названия гидронимов, т.е. названий рек – Сылва, Ирень, Тулва, Мулянка и т.д.. Другие – исходили преимущественно из этнонимов городов, уездов, поселений. Так, этнограф Д. М. Исхаков подразделяет пермских татар на: бардымскую, кунгурскую, муллинскую, таныповскую, красноуфимскую группы.

Необходимо отметить, что его научный подход основан на данных административнотерриториального деления Пермской области начала XX века. В данной работе мы придерживаемся точки зрения Г. Н. Чагина и А. В. Черных, которые, исходя из гидронимических названий рек, выделяют в составе пермских татар три этнографические подгруппы: муллинские татары, сылвенскоиренские татары, тулвинские татары и башкиры.

Рассмотрим вопросы формирования каждой из этих подгрупп. Муллинская подгруппа татар включает население Пермского района Пермского края (д. Кояново, Баш-култаево, Янычи). Основную роль в их этническом формировании, по-видимому, сыграли волжские булгары-мусульмане, которые основывали свои поселения в районе реки Мулянки, недалеко от берегов Камы, на удобной и равнинной местности. Красноречивым доказательством тому служат названия поселений – Булгары, Верхняя Мулла, Нижняя Мулла. Первым поселенцем в данном регионе был мулла Маметкул, с именем которого связано происхождение гидронима «Мулянка».

Башкирское сословие и крещение

По сведениям исторических источников ХVI века волжские булгары прибыли сюда значительно раньше, чем гайнинцы. Поэтому среди исследователей до сих пор не существует единого мнения о происхождении муллинских татар. Одни исследователи считали их татарами (булгарами). Другие, связывали их происхождение с башкирами-гайнинцами, которые переселились в эти края и образовали отдельную территорию Мул гәйнә.

Однако, по историческим данным, жители этих деревень были не башкирами, а татарами. Как известно, татары, опасаясь принудительного крещения стали называть себя башкирами по своей воле. Это связано с тем, что после взятия Казани началось массовое переселение в эти края уже крещеных людей: татар, чуваш, марийцев, удмуртов. Второй причиной самоназвания части муллинских татар – «башкирами» явилось то обстоятельство, что этноним башкир определял не название народа, а сословие, аналогично «тархан», «тептярь», «ясачный татарин». Причислив себя к сословию «башкир», и документально оформив это сословие, муллинские татары как бы получали возможность иметь землю.

В результате, муллинские «башкиры», которых исследователи ХIX века называли «отатарившимися» башкирами, подчеркивая этим, что они «давно уже нисколько не отличаются от татар ни наречием, ни образом жизни».

Таким образом, в формировании муллинской подгруппы татарская этническая принадлежность стала преобладающей. Впоследствии, их близость к казанским татарам также были подтверждены этнографами, историками и лингвистами уже ХХ века.