Из истории Касимовского ханства (продолжение)

Источник: https://lubovbezusl.ru/publ/istorija/gus/s/60-1-0-1552

Касимовские ханы

13. Арслан-Алеевич (1614-1626 гг.).
В 1614 г. на касимовском троне внук сибирского хана Кучума – хан Арслан.
После завершения Смуты и воцарения Михаила Федоровича Романова Арслан назначается царем касимовским («процарствовал» он на Оке до самой смерти — то ли до 1626-го г., то ли до 1627 г.), изредка приезжает в Москву, где ему оказывается почетный прием у царя и патриарха; участвует в придворных церемониях и приемах иностранных послов.
«Лета 135-го (1627 г.) августа в 20 день, по Государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея России указу, Петр Семенович Воейков да подъячей Посник Раков писали и меряли в городе Касимове на посаде и в слободах, и в церквах всякое строение…» Таким образом появились писцовые книги, имеющие важное значение, как первые документы, отражающие состояние города Касимова. Выписки из этих книг были найдены Вельямином – Зерновым в бумагах местного краеведа И. С. Гагина и помещены в III части «Исследования…».

Во время «правления» Арслана-Алеевича не прекращались жалобы местного населения на «обиды» со стороны Арслана. И в 1621 г. произошло, казалось бы, одно незначительное решение Москвы: власть касимовского царя Грамотою о порядке судопроизводства и взимании пошлин в Касимове была «введена в границы» и поставлена под контроль посольского приказа и касимовского воеводы. Но это, по сути, было началом конца своеобразной истории Касимовского царства в центре московского государства. Арслан считал себя подданным царя Михаила Федоровича, обращаясь к царю он именовал себя холопом.

14. Сеид-Бурхан (Василий Арсланович) (1627-1679 гг.).
В 1627 г. произошла смерть Арслана Алеевича и коронация его сына Сейид-Бурхана.
После смерти отца, сибирского царевича Арслана Алеевича, Касимов наследовал около 1627 г. его малолетний сын Сеид-Бурхан при регентстве матери Фатимы-Султан-Сеитовны.
Характерно, что Сеид-Бурхан носил уже не титул «царя касимовского», а лишь «царевича». Его Москва держала под строгим надзором. В 1661 г. царь Алексей Михайлович послал наказ воеводе И.П. Литвинову «беречь и разведывать того, чтобы к касимовскому царевичу и к людям его из которых басурманских государств или от Ногайских людей и от Черемисы о каких делах присылки али совета … не было, и не скрали бы его никто».
Как-то к берегу городка причалили корабли, на которых плыли немецкие послы, Сеид-Бурхан не посмел даже пригласить их в свой дворец, извиняясь, что это «вызвало бы неудовольствие воеводы». Но, стремясь все-таки исполнить обычаи гостеприимства, он прислал на берег подарки: двух овец, бочонок пива, меду, кислого молока, сливок, масла и прочие припасы. Причем слуги благоговейно сообщили, что масло собственноручно сбила для гостей ханша Фатима-Сеитовна.
Впоследствии (около 1655 г.) царевич Сеид-Бурхан крестился под именем Василия Арслановича, но, в отличие от Саин-Булата, был оставлен владельцем Касимова.
Крестившись, а затем и породнившись с русской знатью, Василий получил более доверия у царского двора, а вместе с тем более самостоятельности. По крайней мере, теперь ему не возбранялось принимать у себя чужеземных гостей.
Василий Арсланович умер в Касимове в 1679 г. Из шестерых сыновей Василия только четверо пережили отца, но они не могли возглавить ханство, т.к. изначально являлись христианами (правом престолонаследия обладали только мусульмане).
Как и отец, Сеид-Бурхан считал себя верноподданным Царя, «правил» ханством 52 года, из них 24 года христианином.