Исхак Ибрагимович Ислямов (1865—1929) — самый высокопоставленный из морских чинов Российской империи татарского происхождения. Он дослужился до звания генерал-лейтенанта корпуса гидрографов. Родился Исхак Ислямов в Кронштадте — в семье морского унтер-офицера Ибрагима Ислямова, происходившего из села Айбаш Высокогорского района Казанского уезда.
Исхак Ибрагимович был учеником адмирала Макарова, принимал участие в морских исследованиях на Севере, Дальнем Востоке и Каспии, участвовал в русско-японской войне. После революции поддержал белых и эмигрировал в Турцию. В его честь назван мыс во Владивостоке на острове Русском – Мыс Ислямова. Но главная его заслуга — присоединение к Российской империи архипелага Земля Франца Иосифа, который Ислямов 29 августа 1914 года провозгласил российской территорией. Необитаемые арктические острова открыли и назвали в честь своего императора австрийцы. В 1913 году в этом районе пропала первая русская экспедиция к Северному полюсу под руководством Георгия Седова. На поиски отправилась паровая шхуна «Герта» под командованием Ислямова. Седовцев на Земле Франца Иосифа застать не удалось: настрадавшись и похоронив своего капитана, они уже отправились домой — ввиду начавшейся Первой мировой войны, где Австрия была противником России, Ислямов поднял над мысом Флора российский триколор. После революции он не поддержал революционную власть и эмигрировал в Турцию.
Оба сына Исхака Ибрагимовича Ислямова — Яков Исхакович (1897-1926) и Илья Исхакович (1899-1977) в годы Гражданской войны находились во Владивостоке. Старший — мичман, офицер штаба МСДВ (Морские силы Дальнего Востока). Младший — гардемарин, проходил обучение в Морском училище.
В ночь с 30 на 31 января 1920 г.
Владивосток покинул Отряд судов особого назначения (О.С.О.Н.) — вспомогательный крейсер 1 ранга «Орёл» и посыльное
судно «Якут». К этому времени
правительство Колчака пало, партизаны подходили к Владивостоку. На кораблях отряда эвакуировались все те, кто не без
оснований, опасался за свою жизнь.
В полном составе ушло и Морское училище, а начальник училища
капитан 1 ранга Китицин М.А. возглавил О.С.О.Н.
Всего эвакуировалось более 500 человек. Оба брата Ислямовых оказались на одном корабле.
Яков Ислямов с 10декабря 1919
— вахтенный начальник ВсКР «Орел».
Отряд ушёл в японский порт Цуруга, где высадились
эвакуированные, как гражданские, так и военные, а уже затем, имея на своём борту только гардемаринов
Морского училища и офицеров кораблей, ушёл в Сингапур, где «Орёл» встал в док на
ремонт. К этому времени старшие гардемарины сдали все экзамены и кончили курс
училища. В Сингапуре 11 апреля 1920 года был произведен единственный выпуск Морского
училища во Владивостоке. В корабельные гардемарины произведены 119 человек
(Первая рота). Среди них и Илья Ислямов.
Из Сингапура корабли
направились в Крым. В Дубровнике «Орёл» был сдан представителям Добровольного
флота.
Приняв во внимание плохое состояния здоровья многих
гардемаринов, М.А.Китицын на законных основаниях отправил их на два месяца в
отпуск. Офицеры, корабельные гардемарины, гардемарины, первоначально
числившиеся в отпуске, вскоре перешли на положение беженцев и разъехались по
всему свету. Часть гардемарин осталась на «Орле». А Китицын М.А. командуя
посыльным судном «Якут» ушёл в Севастополь Вместе с ним на «Якуте» ушли 3
офицера, 49 корабельных гардемаринов, 47 гардемаринов 2-й роты и 15
гардемаринов 3-й роты.
Братья Ислямовы остались в Дубровнике.
Сначала они перебрались в Стамбул, где осел их отец, но уже в
1923 г. уехали в США.
В 1923 г. авиаконструктор Сикорский Игорь Иванович основал в
США компанию «Cикорский Аэроинжиниринг Корпорейшн» (Sikorsky Aero Engineering
Corporation), основной целью которой была «постройка, продажа и эксплуатация
аэропланов». В компании, по началу, работали только энтузиасты из числа российских
эмигрантов. С первых дней основания, в ней трудился механиком Яков Ислямов.
В 1926 году для трасатлантического перелёта Нью-Йорк — Париж был построен гигантский аэроплан S-35. В экипаж вошли пилот Рене Фонк, второй пилот Лоуренс Кертин, радист Шарль Клавье, приехавший с Фонком из Франции, и механик Яков Исхакович Ислямов – сотрудник компании Сикорского с момента ее основания. Ночь выдалась безлунная, облака закрывали все небо. Ветра совсем не было. Это обстоятельство очень беспокоило Сикорского. Как опытный летчик и конструктор, досконально знающий машину, он прекрасно оценивал ситуацию и видел всю ее опасность.
Несмотря на возникшие при взлете неполадки, Фонк не прекратил взлет и попытался оторвать машину от земли. Это не удалось, и, пробежав всю полосу, самолет рухнул в овраг с шестиметровой высоты. Взметнулся столб пламени. Пилотам удалось выбраться из машины. Радист и механик сгорели.
В 1979 году в Советском
Союзе вышел художественный фильм «Поэма о крыльях».
В этом фильме авторы совместили 2 события — съёмки фильма в
Голливуде и гибель русского лётчика, разбившегося во время съёмок.
Так как в фирме Сикорского погиб только один механик (пилот)
российского происхождения, то прототипом героя фильма, скорее всего, стал Яков Ислямов.
Младший брат, Илья Ислямов,
в Нью-Йорке работал шофёром такси, посыльным в барах и одновременно учился в
Ренсселаеровском политехническом институте, который закончил в 1925 г., получив
диплом инженера-электротехника.
Работал в авиационной и авиа-космической промышленности.
Одно время трудился и на фирме Сикорского, где был ведущим
инженером по модификации амфибии S-36 и бомбардировщика S-37.
В июле 1944 г. стал вице-президентом и генеральным менеджером
фирмы «Белланка Эркрафт», производящей авиационные турельные установки,
предназначавшиеся для крепления пулеметов и малокалиберных автоматических пушек.
В дальнейшем работал на фирме «Хайез», где руководил разработкой оборудования,
предназначавшегося для хранения, сборки, отладки и запуска баллистических
ракет, а также занимался исследованиями по новым композиционным материалам. С
1963 года — консультант по новым материалам и технологиям в Маршаловском центре
космических исследований в лаборатории инженерного производства. Автор 37
научных работ. Скончался в 1977 году
в Алабаме.