170 лет со дня рождения Исмаила Гаспринского

На днях — 20 марта 2021 года российские мусульмане отметили 170-летие со дня рождения выдающегося общественного деятеля и интеллектуала, основоположника новометодного мусульманского образования и тюркоязычной мусульманской прессы Исмаила Гаспринского.

Биографические сведения и анализ роли И.Гаспринского в общественно-политическом и интеллектуальном развитии российского мусульманства изложены доктором исторических наук, профессором Айдаром Хабутдиновым:

Гаспринский (Гаспралы), Исмаил-бей (1851–1914) – общественный деятель и публицист, лидер российских мусульман. Родился в д. Авджикой близ Гаспры Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне с. Охотничье Бахчисарайского р-на Крыма) в семье дворянина-прапорщика. Г. учился в мектебе (в Бахчисарае), в гимназии (в Симферополе), в военной гимназии, затем кадетском корпусе (в Москве и Воронеже), преподавал русский язык в медресе Зинджирлы в Бахчисарае. В 1871 г. Гаспринский отправился в Париж, учился в Сорбонне, работал переводчиком в рекламном агентстве. Здесь он написал работу «Беспристрастный взгляд на европейскую цивилизацию» (Бахчисарай, 1885), в которой сделал попытку показать пути преодоления колониальной зависимости Востока от Запада. В 1874–1875 гг. в Стамбуле Гаспринский писал корреспонденции для ряда русских газет. Среди интеллектуальных источников теории Гаспринского можно назвать теорию И. Фихте о «национальности как коллективной личности, имеющей свое особое призвание»; идеи славянофила М. Каткова о просвещении нации посредством издательской деятельности; французские принципы начальной светской школы, западноевропейские теории либерального эволюционного развития и создания конституционных режимов; теорию позитивизма, особенно в трактовке младотурок; идеи приспособления достижений современной цивилизации к устоям ислама в интерпретации Дж. Афгани и М. Абдо.

После возвращения в Крым Гаспринский работал учителем, в 1878 г. избран городским головой Бахчисарая. В очерке «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина» (Симферополь, 1881) Гаспринский выступил с теоретическим обоснованием создания единой нации российских мусульман. С апреля 1883 г. Гаспринский – редактор-издатель газеты «Тарджеман» («Переводчик») в Бахчисарае, первой мусульманской газеты в европейской России и до 1905 г. единственной, издаваемой самими мусульманами. Газета издавалась на языке «тюрки», созданном Гаспринским на основе общетюркских корней и превратившемся фактически в литературный язык мусульман России, заменивший средневековый чагатайский язык. «Тарджеман» имел читателей среди всех тюркских народов и фактически превратился в общенациональный орган сторонников джадидизма (уже в первые годы выхода газеты подписку на нее можно было оформить, например, на Нижегородской ярмарке). Здесь Гаспринский выдвинул идею культурного и национального единства всех тюркских народов России на основе «единства языка, мысли и действий».

Гаспринский считал образование главным институтом формирования нации российских мусульман. Исмаил Гаспринский провозгласил основной целью создание новометодных мектебе (повсеместно) и 9–10 медресе (для подготовки учителей). Мектебе, основанное им в 1884 г. в Бахчисарае, стало образцом для всех джадидистских мектебе и одновременно центром обучения учителей. К приезду муфтия ОМДС М. Султанова Гаспринский приурочил открытие образцового новометодного мектеба на Нижегородской ярмарке в 1887 г.

Гаспринский занимался книгоиздательством, создал в Бахчисарае фактически целый книгоиздательский концерн, где наряду с «Тарджеманом» он выпускал первый журнал для мусульманок «Алем и-нисван» («Мир женщин»), учебную литературу. Гаспринский выступил инициатором открытия благотворительных обществ у российских мусульман. В 1904 г. он организовал профсоюз печатников в Бахчисарае – первый в России. Гаспринский считал, что национальная элита в лице учителей, офицеров, редакторов, чиновников, ученых и торговцев наряду с мусульманским должна была получить и русское образование. В книге «Русско-восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания И. Гаспринского» (Бахчисарай, 1896) он заявил, что важной задачей является налаживание дружественных отношений с Персией и Турцией.

20-летний юбилей «Тарджемана» в 1903 г. превратился фактически в первый общенациональный форум, закрепивший за Гаспринским статус «отца нации» российских мусульман. В период российской революции 1905–1907 гг. Гаспринский – один из организаторов двух крестьянских съездов Крыма. На Всероссийских мусульманских съездах 1905–1906 гг. Гаспринский выступил против «классовых распрей», за «обеспечение культурного развития» мусульман. На III съезде в августе 1906 г. Исмаил Гаспринский избран в его президиум и ЦК партии «Иттифак». По вопросу реформы Духовных собраний он подержал решение о создании пяти муфтиятов и формировании высшего теологического органа во главе с Раис ал-уляма – общероссийским главой религиозной автономии в ранге имперского министра. Гаспринский призвал к тому, чтобы автономию возглавили Г. Баруди и Ю. Акчура. Таким образом, Раис ал-уляма должен был стать улем, а его помощником – юрист.

В последние годы в условиях распада общероссийского мусульманского движения Гаспринский вновь сосредоточился на просветительской деятельности.