Татары в Египте

Контакты татар с арабским миром имеют давние корни. Для выпускников медресе не было языковых барьеров, арабский язык для татарских интеллектуалов был чем-то вроде французского для русского дворянства. Поэтому, например, некоторые богословские труды Шигабутдина Марджани написаны на арабском языке.

Еще в первой половине XIX века татарами активно импортировались мусульманские книжные издания из Османской империи, в том числе из Каира. Позднее выписывали и арабские периодические издания. Например, среди казанских татар в начале ХХ века были читатели каирской газеты «Аль-Манар». Отдельные сообщения из арабских изданий переводились и перепечатывались в татарских газетах.

На рубеже XIX-XX веков Каир стал привлекать некоторых татар, прежде всего, как мировой мусульманский центр просвещения. Вместо привычных всем медресе в Бухаре и Самарканде, они направили свои взоры в сторону Красного моря. Например, еще в 1887 году побывал в Каире молодой казанский мулла Галимджан Баруди. Безусловно, в своем медресе «Мухаммадия» потом он начал применять и передовой опыт каирского медресе Аль-Азхар. Медресе Аль-Азхар приобрело особую популярность в конце XIX столетия. К этому времени учебное заведение претерпело некоторую модернизацию, а во главе этих изменений стоял реформатор, религиозный деятель Мухаммад Абдо (1849-1905). Он был очень известной фигурой своего времени. Благодаря его руководству старинное медресе и превратилось в престижный мусульманский университет. Неудивительно, что в начале ХХ века татарские юноши вместо бухарских и самаркандских медресе, где продолжали обучать по-старому, стремились попасть именно в Каир. Среди самых известных татарских выпускников университета Аль-Азхар — выдающийся мусульманский философ Муса Бигиев, религиозный деятель, руководитель уфимского медресе «Галия» — Зия Камали, преподаватель уральского медресе «Мутыгия», ставший позднее популярным певцом Камиль Мутыги, преподаватель чистопольского медресе, мулла Ибрагим Камаловжурналист, писатель, преподаватель медресе «Хусаиния», «Галия» — Закир Кадыриисторик Габделбари Баттал. Конечно, были и другие выпускники. Одним из первых отправился в Египет через Стамбул шакирд из Уфы Парвазетдин Камалетдинов (позднее взял имя Зия Камали). Он был из бедной семьи (родился и вырос в деревне Кляшево под Уфой, совр. Чишминский район РБ), но сумел поступить в уфимское медресе «Усмания», где мударрис и хальфы заметили его особое дарование.

В 1898 году Уфимское мусульманское благотворительное общество, в лице богатых татарских купцов, выделило ему средства на учебу, и он отправился за знаниями в Османскую империю. Но стамбульские учебные заведения не устроили студента и Парвазетдин перевелся в Каир, в Аль-Азхар. Зия Камали

Вернувшегося в Уфу, выпускника каирского университета, Зию Камали благодетели не оставили без работы. Вскоре те же члены Уфимского мусульманского благотворительного общества решили организовать медресе нового типа. Так в Уфе было образовано медресе «Галия», руководителем которого стал Зия Камали. Благодаря его знаниям и опыту, новаторскому подходу, это учебное заведение стало одним из самых популярных и получило известность далеко за пределами Уфимской губернии.

Камиль Мутыги

Другие татарские студенты Аль-Азхара были, в основном, из обеспеченных семей. Многие из них являлись сыновьями мулл и учились за свой счет. Так сын уральского муллы Мутыгуллы Тухватуллина — Камиль Мутыги учился в Аль-Азхаре в 1900-1902 годах. По возвращению, он помогал отцу в медресе «Мутыгия» в Уральске. Именно у него учился Габдулла Тукай, а также еще один Габдулла, стоявший у истоков татарского театра — Габдулла Кариев.

Камиль Мутыги позднее получил известность и как прекрасный певец. У него был очень приятный тембр голоса, он сильно отличался от остальных татарских исполнителей того времени. Интересно, что его любили еще и как чтеца Корана. Говорили, что и суры из священной книги он читал на египетский манер, чуть распевая.

Муса Бигиев и Ибрагим Камалов

Муса Бигиев вырос в Ростове-на-Дону в семье ахуна, родом он был из села Кикино Чембарского уезда Пензенской губернии. Перед поступлением в Аль-Азхар, он учился и в Казани, и в Бахчисарае, и в Бухаре. В начале ХХ века оказался в Каире.

Именно там он познакомился с сыном чистопольского Закира-ишана — Ибрагимом Камаловым. Он приехал учиться в Аль-Азхар в 1902 году. Два студента очень подружились, а уже в 1905 году, после возвращения на Родину, Муса Бигиев женился на родной сестре Ибрагима — Биби-Асьме. Конечно же, знакомству и семейному союзу Мусы и Асьмы поспособствовал Ибрагим Камалов. В начале ХХ века татарские шакирды продолжали прибывать в Каир, в надежде на прекрасное будущее. Они изучали новый мир, некоторые, почти как туристы, фотографировали местные достопримечательности: знаменитые пирамиды и берега Нила.

Например, в архиве «Мирасхана» хранится несколько фотографий с видами Каира, сделанные неким уфимцем И. Курамшиным. По всей вероятности, он приходился родственником татарским дворянам Терегуловым. Возможно, кто-то из них тоже выбрал местом учебы Аль-Азхар.

Чуть позднее приехали учиться в Каир Закир Кадыри из Симбирской губернии и Габделбари Баттал из Бузулукского уезда Самарской губернии. Но успели воспользоваться своими знаниями на родной земле они совсем недолго, после 1917 года оба были вынуждены эмигрировать, жили в Турции. На заре свой молодости Муса Бигиев тоже еще не знал, что именно в Каире он проведет самые тяжелые, последние годы жизни. В одиночестве и в вынужденной разлуке со своей семьей. Его могила потеряна в каирском Городе мертвых.