Поэт, не стремившийся к славе

Мы уже писали о Башире Рамееве – разработчике первых советских ЭВМ. Он происходил из очень известной и богатой талантливыми людьми, да и просто достаточно богатой семьи. Эта семья оставила большой след в истории татарского народа и России в целом.

Дед  Башира Рамеевв – Закир Рамеев —  Дэрдменд — достаточно закрытая фигура, который как поэт вообще не стремился ни к особой публичности, ни к признанию. По мироощущению он тоже, наверное, был, как и Тукай, сродни дервишу. Хотя и был на первый взгляд «татарским денди» —  миллионер, общественный деятель, депутат Государственной Думы…. Таков поэт Дэрдменд, он же золотопромышленник и благотворитель Закир Рамеев (1859-1921). Грустный гений татарской поэзии начала ХХ века. Неслучайно ведь, когда произошла революция, Дэрдменд все отдал государству, никуда не эмигрировал, все понимал. Это же его слова: «Сөт калыр, ватан китәр», то есть все уйдет, и даже Отечество, останется лишь молоко (то есть что-то родное). Он не стремился к славе, хотя имел все возможности для этого: газета «Вакыт», журнал «Шура», все издательства.

Но он публиковался под псевдонимом, многие не знали, что поэт Дэрдменд — это миллионер Закир Рамеев. Показателем его удивительной внутренней культуры, скромности является даже то, как он передавал свои стихи редактору журнала «Шура» Ризаэтдину Фахретдину. Он говорил: если считаете нужным, то опубликуйте. И это говорил спонсор данного журнала.

Стихов у него было немного , но они все глубоко философские. Поэтому его иногда сравнивают с Блоком. Дэрдменд предчувствовал будущие перемены и весь трагизм эпохи. Он не был «популярным».

Во-первых, он слишком сложен для массового читателя. Во-вторых, золотопромышленник, миллионер, депутат царской Думы, такой у него бэкграунд, это уже запретная фигура. Он, конечно, остался в стране, сдал все имущество властям, но его дети все равно пострадали из-за своего происхождения. В советское время Дэрдменда вообще преподносили как угнетателя, эксплуататора и так далее. Его благотворительные дела замалчивали. У Мажита Гафури есть повесть «На золотых приисках поэта», как он там работал и только потом узнал, что владельцем был тот самый Дэрдменд. Это он писал в советское время, хотя на данных приисках Гафури неплохо заработал и учился потом на эти деньги в Троицке в медресе «Расулия».

Почему Дэрдменд не стремился чаще публиковаться, распространять свои стихи? Ведь для этого у него были все возможности, в том числе финансы. Но он смотрел на всю эту суету свысока. Следующие строки объясняют его отношение к данному вопросу. «Стоит ли стараться, если толпа все равно не поймет тебя?…».

Но поэт Дэрдменд продолжал творить. Просто не мог иначе. Сердце болело, чувствуя трагичность эпохи. Самое знаменитое его стихотворение это «Кораб» (Корабль). Писал татарский поэт и детские стихи. Причем, типичные образы у Дэрдменда имеют совершенно иную интерпретацию. Например, кот-ворюга в его поэзии выглядит наоборот невинной жертвой. Это повар украл мясо, а не бедный кот. Дэрдменд был очень самодостаточным человеком, цельной личностью. Поэтому он не понимал увлечения татар другими культурами и ценностями. Следующее стихотворение хорошо иллюстрирует это отношение к изменениям эпохи модерна. «Хватит, — обращается он к читателю, — сколько можно увлекаться ничего не значащей суетой, займись собой» (в стихотворение это образ «своего мазхаба»). «Что дороже — эта ль родина? Ах, дороже мой родной народ!» писал Дэрдменд в стихотворении  «Поющие воды…»