Татары-мусульмане участвовали в строительстве Петербурга
фактически с самого начала возведения города. Среди первых строителей были
пригнанные сюда в апреле 1704 г. из Шлиссельбургской крепости пленные турки,
крымские татары, калмыки и др., которые были захвачены в ходе Азовских походов
1695–96 гг. Основную тяжесть строительных работ на своих плечах понесли
крестьяне и посадские из различных губерний и уездов страны. Указ от 1 марта
1704 г. обязывал провинции высылать в Петербург из 85 мест государства 40 тысяч
рабочих в год.
Казанская губерния являлась одним из главных поставщиков рабочих рук на
строительство Петербурга. По указу Петра I от 12 мая 1708 г. казанскому воеводе
Н. А. Кудрявцеву было велено набрать 5000 татар, чуваш и черемис и отправить их
на строительные работы в город. Но Кудрявцев замешкался с набором людей из-за
восстания К. Булавина. Лишь в октябре в столицу были высланы 2104 ясачных и
служилых татар Казанского уезда, других городов и уездов губернии. Командующему
войсками в Уфе П.И. Хованскому было велено собрать 1000 человек из служилых
башкир, мещеряков и ясачных татар и отправить на службу в Петербург. 10
сентября 1709 г. Петр I в письме к казанскому губернатору П.М. Апраксину
указывал, чтобы тот выслал зимой 1710 г. в Петербург 5000 тысяч черемис и
мордвы на перемену первым. Однако этот указ был выполнен лишь частично.
28 марта 1715 г. был обнародован указ Петра I, согласно которому велено выслать
на строительные работы в Петербург некрещеных служилых мурз и татар по одному
человеку с 4-х дворов. В докладе казанского губернатора П.С. Салтыкова от 7
июля 1715 г. сообщалось, что собрано из Казанской губернии служилых некрещеных
мурз и татар, мордовских мурз, чувашей, кроме уфимских мещеряков, 1255 человек.
Все они были отправлены в Петербург в разных числах 4 июня партиями под
присмотром 4 дворян-приводцев и провожатых из выборных мурз и татар. Провожатых
оказалось всего 60, т.е. на каждого 21 высылаемого человека приходилось по
одному провожатому. Многие служилые татары из городов Казанской губернии стали
переселяться в Уфимский уезд, откуда их не могли выслать на работы.
В июле и августе 1715 г. в Петербург прибыло служилых мурз и татар из Азовской
губернии 269, из Казанской губернии – 1247, из Нижегородской губернии – 120
человек, всего 1636 мужчин. Высылка служилых мурз и татар Казанской, Азовской и
Нижегородской губернии на строительные работы в Петербурге и Петергофе с этого
времени становится ежегодной. Так продолжалось до 1718 г., когда указом Петра I
от 18 января их приписали к заготовке и вывозке корабельных лесов для
Адмиралтейства.
Татары-военнослужащие, участвовавшие в строительстве Кронверка, не были
обеспечены жильем и разместились поблизости от него. С этого времени территория
близ Кронверка стала пристанищем татар, прибывавших на временные работы.
Интенсивное заселение этой территории городской стороны произошло в 1710-х гг.
Так в Санкт-Петербурге появилась Татарская слобода, ставшая наиболее
концентрированным местом проживания татар в городе. Впервые Татарская слобода и
Татарский рынок были указаны на плане Петербурга в 1716 г. Их также можно найти
на картах И. Б. Хоманна (1721-23), К. Ф. Койетта (1722), Р. Оттенса (1725-29).
В более поздних планах города Татарская слобода не указана. В 1722 г.
татары-горожане были переведены в другое место; таким образом, в 1720-е гг.
число татар в столице сокращается. Приблизительное месторасположение бывшей
Татарской слободы определяется между современными Ждановской и Большой Зеленина
улицами.
Одновременно центрами официальной мусульманской жизни были части гарнизона и
военно-учебные заведения. Среди воинских частей, где преобладали мусульмане,
были Лейб-гвардии крымско-татарский эскадрон, Кавказский горский полуэскадрон
собственного его императорского величества конвоя, созданные для интеграции
мусульманских элит Крыма и Кавказа в российское государство. В Петербурге, где
до 1822 г. отсутствовал гражданский мусульманский приход, военные имамы
исполняли «требы» как у военных нижних чинов, арестантов-мусульман,
содержащихся в тюремных замках, так и у местной татарской общины. В 1896 г.
произошло изъятие из штатных расписаний частей, кроме Крымского и Дагестанского
военных формирований, должностей военных мусульманских духовных лиц.
При Павле I (1797-1801) праздничные богослужения проводились в Таврическом
дворце. С 1803 г. мусульманское духовенство начинает ходатайствовать о
постройке мечети в столице. С 1826 г. действовало Ново-Волковское татарское
мусульманское кладбище.
В 1822 г. возникает Первый мусульманский приход Петербурга. Первым гражданским
имамом был будущий муфтий ОМДС Габдулвахид Сулейманов (1822 (?)/40), после его
назначения муфтием имамом стал Мухаммед-Алим Хантемиров (1840-56). После
увольнения М.-А. Хантемирова с духовной должности в 1856 г. должность
имама-хатыба занял его сын Мухаммед-Амин Хантемиров. После образования в 1870
г. второго мусульманского прихода в Петербурге мусульмане, расселенные в
пригородах, остались в составе первого. Приход не имел мечети. Имамы Юнусовы
внесли большой вклад в сбор пожертвований для постройки Соборной мечети в
Санкт-Петербурге. Мухаммед-Зариф Юнусов стал имамом этой мечети, где под его
руководством в 1913 г. был совершен первый общественный намаз. После смерти в
1914 г. М.-З. Юнусова приход возглавил Жалялетдин Нежеметдинов (Соколов).
Как татары Санкт-Петербург строили. Из истории татарской общины Северной столицы
