«Татары в свое время составляли в районе 90% от общей численности мусульман столицы Российского государства»

Источник: https://milliard.tatar/news/tatary-v-svoe-vremya-sostavlyali-v-raione-90-ot-obshhei-cislennosti-musulman-stolicy-rossiiskogo-gosudarstva-4962

Отрывки из интервью корреспондента «Миллиард.Татар» с краеведом, автором путеводителя «Санкт-Петербург с восточным колоритом: прогулки по городу» Альмирой Тагирджановой (в сокращении).

Источник фото: tagirdzhanova.com

– Какие удивительные истории рассказывает путеводитель?

– С самого детства меня удивляло словосочетание «татарская мечеть». Причем среди горожан оно ходило где-то до начала 2000-х годов. Татары, разумеется, так не говорили. Мне стало интересно, почему так и что стоит за этим. Видимо, эта традиция идет еще из царской России, когда слова татарин и мусульманин были синонимичны, и татары в свое время составляли в районе 90% от общей численности мусульман столицы Российского государства.

– Как татары появились на берегах Невы?

– Татарская община города начала складываться еще при его строительстве. Это действительно так, но с оговоркой, что татарских строителей было не так много: было больше военнослужащих. Об исконном проживании татар в городе говорит и то, что в 1798 году они подали прошение императору Павлу I о дозволении купить участок для создания кладбища и о строительстве молитвенного дома.

Тогда по заказу военного ведомства в 1803 и 1804 были созданы проекты двух мечетей. Один проект назывался «Татарская мечеть для лейб-гвардии Измайловского полка» а второй – «Татарское подворье». Это была мечеть с примыкающими помещениями для проживания паломников, купцов и духовных лиц. Проекты были не реализованы, хотя и приняты. Есть предположение, что мечети не построили из-за начавшейся войны с Наполеоном. Вместо них татарам предоставлялись большие помещения для проведения молитв – это Таврический дворец и Михайловский замок, находившиеся в зоне ответственности военного ведомства, а также большие и малые залы филармонии, губернской земельной управы и т.д.

– Какие у Вас самые любимые татарские места города?

– Туристам или незнающим жителям города могла бы порекомендовать посетить «Таврический сад». Именно там, прогуливаясь в белую ночь, Муса Бигиев, рассуждая о посте в длинные дни. После чего богослов предпринял поездку в Лапландию. Там он наблюдал эффект заходящего и практически тут же восходящего солнца. В ходе своих изысканий после поездки он написал легендарное произведение «Пост в длинные ночи».

– Альмира Наимовна, у Вас есть книги о Мусе Бигиеве. Чем вас затронула его фигура?

– Мне удалось войти в семью этого легендарного татарского мыслителя, выйдя замуж за его внука. В конце 1980-х годов, когда началось возрождение национального самосознания и интереса к народной истории, моя свекровь Фатима Мусовна, являющаяся дочерью Бигиева, начала переводить с арабской графики на кириллицу дневник своей матери. Потом я попросила ее написать автобиографические воспоминания: просить пришлось очень долго. Фатима Мусовна имела техническое, а не гуманитарное образование, что, на мой взгляд, сыграло свою роль: ей было не так интересно, как мне.

– Фатиме Мусовне удалось рассказать Вам малоизвестные факты из биографии отца?

– У нее было мало воспоминаний о нем. Она была маленькой во время его ареста и высылки в Москву. В 1930 году, когда ее было 12 лет, произошла его эмиграция, что травмировало ее. После чего ей пришлось жить в семье клейменной причастностью к изменнику родине.

– А какие факты о Мусе-эфенди можете рассказать Вы?

– Сейчас его фамилию пишут неправильно. В литературе можно встретить такой вариант написания фамилии, как «Бигиев» тогда как правильно писать и говорить «Бигеев». Такое написание применялось и в отношении его брата Мухаммеда-Заки, являвшегося известным поэтом, и в отношении всего их рода. Мне совершенно непонятно, почему исследователи пишут «Бигиев» и говорят, что это является общепринятым вариантом. Это в корне неправильно, потому что арестован был «Бигеев» и реабилитировали тоже «Бигеева».

– Ваша книга о Мусе эфенди вышла в 2010 году, получается, Вы не остановились только на воспоминаниях свекрови?

– Мне хотелось систематизировать весь материал о нем. Тем более 25 лет его жизни были связанны с Петербургом. Здесь учились его дети. Первые работу на эту тему я начинала вместе со своей свекровью. Мы были с ней очень близки, и после ее кончины я решила не оставлять это дело и продолжить исследования. Мною были написаны статьи, и когда я их показала исламоведу Ефиму Резвану, он сказал: не растрачивайтесь на статьи, пишите книгу, у Вас получится. Можно сказать, что он тоже внес свою лепту в написании книги о Мусе-эфенди.

– Какие факт из жизни богослова неизвестен широкой публике?

– Еще при жизни Мусы-эфенди в традиции пензенских татар не были приняты надмогильные камни. Могилы лишь огораживали скромной изгородью. Бигеев много ездил по странам мусульманского мира и был хорошо знаком с традициями других мусульманских регионов империи. В 1909 году он привез на свою родину в село Кикино Чембарского уезда Пензенской губернии, подготовленный камень и установил его на могилу своего деда, а несколькими годами позже два камня привез в Сибирь.

Дело в том, что в 1910 году туда из Пензенской губернии переехал двоюродный брат богослова Хассан Бигеев и обосновался в деревне Добринка Новосибирской области. Мусульманского-татарского кладбища там не было. Фактически Муса Бигеев заложил основу кладбища, существующего до сих пор. По семейному преданию, камни были им доставлены из Египта. Об этом мне рассказал внук Хассана Бигеева, проживающий в Сергиевом Посаде.

– Насколько сейчас как активна татарская община города?

– Это многогранный вопрос, и тут важно смотреть под разными углами. Люди разные, и каждому интересно что-то свое. Допустим, просветительская деятельность уже не так популярна, как раньше. В прошлом в библиотеке Национальных литератур собирались лекции. Эти собрания получили названия «Татарская гостиная». Сейчас люди разрознены, и появляется множество самодеятельных коллективов, занимающихся в основном искусством. Сейчас нужда в подобных просветительских мероприятиях отпала, потому что появилось большое количество электронных источников.

Справка. Альмира Тагирджанова – краевед, экскурсовод, член Союза краеведов, автор 6 книг по истории татаро-мусульманской общины Петербурга.

Подготовил Владислав Безменов