Соработничество на благо Отечества

Источник: https://dumrf.ru/common/regnews/22417

По благословению духовного лидера российских мусульман муфтия шейха Равиля Гайнутдина председатель ДУМ Рязанской области главный имам-мухтасиб  Рашид Бултачеев принял участие в работе IX Межрегиональной научно-практической конференции «Рязанская земля: история, культура, общество», посвященной 245-летию учреждения Рязанской губернии.

Конференция проходила в рамках  деловой программы VI Международного  форума древних городов «Юность древних городов». В  Рязанской областной библиотеке имени Горького собрались представители православного духовенства, региональной и муниципальной администраций, научного сообщества, краеведы, представители сми и общественных организаций. Среди активных участников мероприятия кандидат педагогических наук, ведущий радиостанции «Вести ФМ» исследователь Марат Сафаров, выступивший с докладами на двух сессиях конференции.

Рашид хазрат Бултачеев  говорил об уникальности Рязанского края, с древности являвшего пример межконфессионального сотрудничества.Он подчеркнул,  что в изучение эпиграфики Касимовского ханства большую роль внес выдающийся отечественный теолог и исследователь Хусаин Фаизханов, 200-летие которого мы отмечаем в этом году по инициативе ДУМ РФ. Отметим — Фаизханов был первым татарским богословом, трудившимся в стенах Санкт-Петербургского университета и внесшим значительный вклад в академическое востоковедение, а также в развитие татарской историографии.Рашид Бултачеев рассказал о драматической истории знаменитой Ханской мечети в Касимове, которая «в начале XVIII века была разобрана, в связи с тем, что с конца  XVII века и до 1760-х годов  активно проводилась политика по христианизации татар…Лишь в 1768 году в эпоху Екатерины II касимовские татары получили необходимое разрешение и на старом фундаменте рядом с уцелевшим минаретом по разрешению и именному указу императрицы была выстроена каменная одноэтажная мечеть…». Мечеть была национализирована в  декабре 1938 года. Здание  использовалось  как филиал Касимовского краеведческого музея. Возвращение мусульманского храма верующим состоялось  30 августа 2013 года, когда  было подписано распоряжение о передаче мечети и текие (гробниц)  Шах Али хана и Мухаммад Авган султана ДУМ РФ (ДУМЕР), а  3 декабря 2013 в Касимове состоялась официальная передача Ханской мечети. Процесс возвращения Ханской мечети мусульманам, занявший несколько  проходил при непосредственном участии и  под патронатом муфтия шейха Равиля Гайнутдина.

Говоря о мусульманской истории типичной для Центральной России Рязанской губернии с преобладающим православным населением, главный имам-мухтасиб отметил: «К середине XIX века в Касимовском уезде насчитывалось 10 мечетей. Кроме Касимова, по одной мечети отмечалось в Царицыно, Подлипках, Коверском, Торбаево, Болотцах, Собакино, Мунтово, Четаево, Темгенево…Большой  вклад в просвещение в XIX-XX веках внесли имамы и мугаллимы (учителя) —  видные представители семей Баязитовых, Башировых, Биктимировых, Булатовых, Кастровых, Давлекамовых, Минеевых, Шакуловых, Ширинских». По мнению религиозного деятеля «этнические мусульмане веками живут в соседстве с другими народами и религиями. Это обогащает их, их культуру и язык, однако, с другой стороны, призывает к сохранению нашего духовного наследия, чтобы  не дать ему раствориться и исчезнуть…».

Марат Сафаров провел презентацию издания «Тени Касимовского ханства» (проект ДУМ РФ, автор Марат Сафаров в соавторстве с руководителем Департамента культуры ДУМ РФ Ренатом Абяновым) «Касимов – это пример и модель того, как со времен средневековья и до сегодняшнего дня могут сосуществовать, вернее дружить и взаимодействовать, разделяя и драматические события, русские и татары – православные и мусульмане» отметил исследователь.  По его мнению,  в наши дни, когда межконфессиональные конфликты буквально раздирают западный мир и даже становятся обыденностью существования многих стран и городов, в том числе варварские акции с сожженим Корана в Северной Европе, именно древние города России, в том числе Касимов, могут быть примерами многовекового добрососедского сосуществования ислама и христианства. Марат Сафаров рассказал и о мечети в селе Толстиково, восстановленной на свои средства православной семьей Матицыных для своих односельчан-мусульман как воздаяние за прошлый грех их предка – воинствующего атеиста, по чьему приказу мечеть была  разрушена в годы гонений на веру. «И это тоже часть нашей ментальности,  нашей истории, нашего соработничества, придающего уникальность российской цивилизации» — подчеркнул исследователь.