«На роду написано» продолжение интервью (часть 5 завершающая)

Интервью с Герольдмейстером-управляющим Герольдией при Канцелярии Ее Императорского Высочества, председателем Кавалерской Думы Императорского Ордена Святой  Анны, кандидатом исторических наук Станиславом Владимировичем Думиным.

Интервьюер:

Екатерина Некрасова

Фото:

Платон Шиликов

А как понять, чему верить, чему нет? Ведь генеалогических сайтов десятки.

Проблема в том, что на этих сайтах у вас никто не спрашивает документы. Вы можетеприписаться к любому древу – механизма контроля нет. Поэтому ошибок очень много. Степень доверия к родословным, публикуемым в интернете, определяется репутацией исследователя, который их выкладывает. А степень доверия к сайту — количеством документов, которые там приведены. Из российских,  например, я доверяю ресурсу vgd.ru — «Всероссийское генеалогическое древо». Это огромная база данных, созданная энтузиастами, где бесплатно можно найти массу информации по разным регионам. Я недавно занимался одной воронежской семьей. Они знали только о своих крестьянских корнях конца XIX века. А оказалось, что первый предок упоминается еще в 1612 году, до избрания Михаила Романова. Сохранилась бумага, подписанная воронежскими стрельцами, которые в свою «корпорацию» принимают нового человека и ручаются за него. Он, в свою очередь, обязуется не изменять государю (причем без обозначения имени царя, ведь поканепонятно, кого признавать). И вот с XVII века идет непрерывная родословная служилых людей, которые потом попали в государственные крестьяне. Нашел я все это потому, что кто-то разместил на нашем сайте перечень служилых людей города Воронежа и ссылки на архив, куда можно пойти и посмотреть.

Если решаешь воспользоваться услугами генеалога, где искать профессионалов? И как не угодить к мошенникам?

Сейчас все-таки не то время, когда у метро продавали дипломы с текстом: «Древнерусский род Ивановых: Петр Иванов- боярин Ивана Калиты, подпоручик Иванов — герой Бородинского сражения». Существуют генеалогические бюро, где работают целые команды. Там, конечно, дороже. Есть люди, которые берутся за это приватно, — у них дешевле.

В среднем какая стоимость?

Недавно человеку проследили родословную на шесть поколений, она оборвалась в

середине XIX века. Тысяч 300-400 это стоило.

 Ого! Хороший стимул заняться раскопками самому. Поделитесь, пожалуйста, методологией поиска.

Любая родословная начинается суетной информации, сохранившейся в семье.Я всегда говорил своим юным ученикам: «Поговорите со старшими членами семьи». Ведь у каждой бабушки были свои бабушка и дедушка. Для вас это некие абстрактные фигуры, а для нее это живые люди, окоторых она может рассказать. Например,дед мой умер, когда мне было 10 лет. Я его ветвь достаточно легко восстановил, но не знал отчества его мамы. На то, чтобы вычислить, а потом доказать это и точно проследить ее родословную, понадобилось 30 лет. Задай я дедушке вопрос напрямую, путь был бы короче. При расспросах обязательно уточняйте, откуда предки родом- хотя бы примерная локализация существенно облегчит поиск. Далее — разобрать семейный архив. Бывает, что сохранились даже дореволюционные свидетельства о рождении. Из них можно узнать девичьи фамилии, годы жизни.

Потом едем в госархив?

Нет, сейчас появился другой этап: работа с интернетом, с теми многочисленными документами, которые уже обнародованы. Если брать срез Великой  Отечественной, то самый известный сайт — это «Подвиг народа». По Первой мировой войне есть своя базаданных о раненых и погибших. Еще один огромный массив – списки репрессированных. Там указаны миллионы человек, хотя, надо признать, перечень неполный. И вот, изучив эти источники, пора идти в архив.

Что запрашивать?

Прежде всего метрические книги, записи гражданского состояния. Они в большинстве мест доступны по истечении 75 лет. Причем не только в России. Скажем, в Восточном Казахстане, который входил в Российскую империю, в одном из районных архивов моя дочь нашла записи XIX века в оцифрованном виде. К сожалению, не все выложено в Сеть, за файл могут попросить деньги. Для исследования мещан, крестьян или однодворцев (потомков служилых людей) нужно смотреть ревизские сказки. Они были заведены при Петре I для сбора подушного налога с мужского населения. Всего прошло десять ревизий. Например, в сказке 1815 года указан Иван Смирнов с сыном Игнатом, в следующей будет Игнат Иванов со своими сыновьями — и так выстраивается цепочка на весь XIX век. Если семья жила на одном месте (а с крестьянскими семьями так и было) и ревизские сказки сохранились, родословная выстраивается железно.

Какие неочевидные источники могут быть?

Их много. Выкупные дела крепостных крестьян после реформы 1861 года: там указаны границы наделов и, как правило, перечисляются жители всей деревни. Клировые ведомости, то есть описания семей священников определенных храмов. Списки избирателей в Государственную Думу – их составляли после 1905-1906 годов и публиковали как приложение к «Губернским ведомостям». Конечно, не все могли голосовать. Но ценз был щадящим, так что там многих можно найти с именем, отчеством, фамилией и даже точным адресом. Эти списки есть в Исторической библиотеке в Москве, частично — в газетном зале Ленинки в Химках, в Публичной библиотеке Петербурга. Наконец, можно смотреть судебные дела. Я видел одно такое, уже послереволюционное, в Воронеже: фельдшера лишили избирательных прав за то, что он нанял крестьянина. А он объясняет, что инвалид, и не может сам обрабатывать землю. И там же сообщает массу данных об отце, братьях… Любой такой документ приносит что-то интересное.

На ваш взгляд, информация о предках способна повлиять на человека, его самосознание?

Я думаю, да. Вот, скажем, на моего маленького тогда еще сына произвела впечатление поездка в 1992 году в Севастополь на перезахоронение русских адмиралов. Герой Владимир Истомин – это его двоюродный предок. Приехали и другие потомки. И он ощутил себя частью сообщества, которое бережет память о роде. В данном случае знание о предке нашло свое применение. Но это не всегда возможно, к сожалению. И нередко бывает: чем богаче у человека родословная, чем проще ему досталось знание о ней, тем спокойнее он к этому относится. Поэт Мария Чемерисская писала:

«О нет, не средь белой ночи,

А среди милосердного дня

 Я с вами знакомилась,

пела, пила и шутила.

Потомки джигитов, которым не сесть на коня,

 Потомки вельмож, что живут в коммунальных квартирах,

Что вам остается? Лишь имени славного звон

— Так в зале музейном пылится старинное знамя.

 И если дивился на Дельвига предок барон,

То ваши бы предки и вовсе бы вас не узнали».

А мне кажется, некое внутреннее применение всегда можно найти.Например, один из потомков князей Голицыных как-то сказал, что знание корней помогает преодолеть собственное одиночество. Другое дело: вдруг выяснится, что твой предок не самый достойный человек. Можете дать совет, как к этому относиться?

Изучение родословной, конечно, может привести к неожиданным результатам. Мы пережили страшные эпохи. Когда стали доступны материалы о репрессиях, многие были шокированы тем, сколько людей писали доносы. Во время Гражданской войны одним посчастливилось ни в чем не участвовать, а другим пришлось. В конце концов, чьи-то предки служили у Малюты Скуратова и тоже вели себя негуманно. Я думаю, никому не надо терзаться за своих прадедов. Наверняка каждый из них и совершал ошибки, и делал что-то хорошее и полезное. А самое главное их дело — это то, что мы от них произошли. Поэтому будем поминать их добром, молиться за них, ибо «несть человек, иже жив будет и не согрешит».