«На роду написано» (часть первая)

Интервью с Герольдмейстером-управляющим Герольдией при Канцелярии Ее Императорского Высочества, председателем Кавалерской Думы Императорского Ордена Святой  Анны, кандидатом исторических наук Станиславом Владимировичем Думиным.

Интервьюер:

Екатерина Некрасова

Фото:

Платон Шиликов

«Имена их живут в роде». Это библейское изречение можно считать девизом всех,кому важно знать свои корни. А еще это эпиграф к журналу Историко-родословного общества в Москве. Одну из крупнейших в России генеалогических организации уже более 30 лет возглавляет историк- генеалог, геральдист Станислав Думин. Мы поговорили со Станиславом Владимировичем о том, как разыскать своих предков и какие невероятные открытия делает генетическая генеалогия в истории России и в истории каждого из нас.

Мы с вами сразу после семинара, на котором люди делились историями родословных, причем не только своих. Такие собрания проходят регулярно?

Да, раз в месяц вот уже 30 лет. Сначала в Исторической библиотеке собирались, а последние лет десять — в Тургеневской. Состав участников меняется, растут новые поколения, хотя есть и те, кто ходит все эти30 лет, делает доклады или просто слушает. Это и генеалоги-историки, и энтузиасты,которые нередко тоже становятся профессионалами. Кроме того, у нас ежегодно проходят научные чтения, названные в честь знаменитого ученого Леонида Михайловича Савелова.  

По вашим семинарам можно отследить интерес к генеалогии. Как он менялся за последние 30 лет?

Всплеск начался с последних лет перестройки, когда многое стало можно, и в том числе заниматься своими предками, открылись архивы. Собственно говоря, до этого генеалогией тоже интересовались. В советское время были институции, эти традиции поддерживавшие. Например, общество потомков участников войны 1812 года. Тема патриотическая, так что имтразрешали. Они собирались в панораме «Бородинская битва». Или общество тпотомков декабристов. Ну, тут совсем  хорошо: первые русские революционеры.

То есть и тем и другим их дворянство в советское время прощалось?

Конечно. И многим прощалось. Поэтому, когда в мае 1990 года на базе этих объединений возникли, а точнее возродились, Российское дворянское собрание и — с интервалом в один день — Историкородословное общество, люди ужеимели некие представления. Первая волна получилась особенно массовой. Приходили те, кто раньше боялся говорить о своих предках или ничего не знал о них. Многие были, как в повести Аксенова, полны «подспудных надежд на дворянское происхождение». Например, некие Голицыны, которые, как выяснилось к их огорчению, на самом деле были потомками крестьян.

Крестьян князей Голицыных?

Ну, по-видимому, да.

Такое часто бывает?

Да, Волконские, Румянцевы, Оболенские – с такими фамилиями были и дворяне, и князья,и священники, и крестьяне. Некоторые старые дворянские семьи угасли, как, например, Прозоровские, но есть их однофамильцы. На первом этапе люди в основном хотели найти себе предков поинтереснее, чтобы подняться в собственных глазах и в глазах окружающих.Но довольно быстро, слава богу, генеалоги стали понимать, что важны не желаемые, ареальные предки. Конечно, приятно быть Рюриковичем. Но как я говорил своим ученикам-школьникам, может быть, именно ты станешь самым знаменитым представителем своего рода. И потом, твои предки — это те люди, благодаря которым ты существуешь. Это прекрасная мотивация к изучению своего древа. И ведь она согласуется с христианской традицией поминовения. До того как стали составлять родословные, на Руси были поминальники. И до сих пор существуютсписки-синодики, которые прихожане передают батюшкам для прочтения во время службы. Но сейчас их пишут на 10 человек. А когда-то люди передавали в монастыри длинный перечень своих предков. Потом это становилось документальным источником для многих дворянских родов.

Насколько подробно они писались?

По-разному. Перечислялись не только предки. Вспомним синодик Ивана Грозного (так называемый  «Синодик опальных»- список казненных в царствование Ивана Грозного, составленный по его же приказу в конце правления для поминовения в монастырях. — Прим. СГ). Это, конечно, не рядовой случай. А вообще у каждого человека был свой семейный поминальник. В нем перечислялись родители, дедушки, бабушки в определенном порядке. И сейчас это служит подтверждением родословцев. Ведь в синодик, в отличие от родословной, записывали реально существовавших людей, потому что бессмысленно молиться за воображаемых персонажей.

Продолжение следует