«На роду написано» продолжение интервью (часть 4)

«На роду написано» продолжение интервью (часть 4)

Интервью с Герольдмейстером-управляющим Герольдией при Канцелярии Ее Императорского Высочества, председателем Кавалерской Думы Императорского Ордена Святой  Анны, кандидатом исторических наук Станиславом Владимировичем Думиным.

Интервьюер:

Екатерина Некрасова

Фото:

Платон Шиликов

А на саму генеалогию как повлияли годы лихолетья?

Самым прямым образом. Несмотря на отмену сословий, в анкетах все равно фиксировали,что человек из дворян — теперь со знаком«минус». Дворяне начали записываться как крестьяне. И это стремление скрыть свою «неправильную» родословную, к сожалению,дало свои плоды. Люди потерялись. Классический пример: Григорий Пушкин узнал, что он правнук поэта только в 1937 году, когда его пригласили на юбилей смерти его великого предка. Его родители знали, но сыну не говорили. Детям старались не рассказывать о тех, кто в эмиграции. Не упоминали арестованных, расстрелянных, погибших в лагере родных. Сжигали документы. У одной нашей родственницы отец был полковник, князь Василий Георгиевич Туркестанов. Его расстреляли в 1930-е годы. Дочка хранила семейные документы. Но на фотографиях, которые у нее висели на стене, чтобы не раздражать соседей по коммунальной квартире, папа был обрезан по воротник.

Чтобы погоны не было видно?

Погоны, ордена. Только лицо.

Люди, возможно, теряли свой род безвозвратно?

Тупиковых случаев, думаю, все-таки нет. Если задаться целью, что-то да отыщется. Например, фотографию моего дедушки с офицерскими эполетами после юнкерского училища я нашел на чердаке у троюродного брата в Белоруссии. Часть нынешней Белоруссии до 1939 года не входила в Советский Союз, там не надо было прятать. Огромный урон нанесла, конечно, война: были уничтожены целые блоки документов. Скажем, Воронежский, Полтавский архивыпопали под бомбардировки и сгорели. В Смоленске то же самое, правда, оттуда немцы кое-что вывезли. Но тут нужно сказать, что архивы на Руси горели столетиями. Вспомним сильные пожары XVI — начала XVII века, когда книги исчезали вместе с церквями.

У нас в смысле сохранности генеалогического материала дела хуже, чем в других странах?

Среди европейских стран не могу сказать, что Россия сильно отстает: всюду были пожары, войны и революции.

А если пойти вглубь веков, какое событие в мировой истории вы считаете самым разрушительным для генеалогии? Великое переселение народов?

Переселение народов, конечно, нарушило римские традиции. У них были свои родословные. А теперь фактически ни один современный род не может проследить корни настолько глубоко. Правда, Римские-Корсаковы считали себя потомками древних римлян, а Гедиминовичи утверждали, что их предок — Палемон (по легенде, родственник римского императора Нерона. — Прим. СП). Но это мифы.

То есть документально доказать свое родство с тем, кто жил до нашей эры, невозможно?

Документально — нет, генетически-да. Вот недавно нашли родственников Тутанхамона среди европейцев. У него, кстати, оказалось совсем не африканское, а евразийское происхождение. Знаю, что некоторые международные генеалогические сайты доводят древо отдельных счастливчиков до Александра Македонского. Я видел родословную одних Македонских. Была такая дворянская семья в начале XIX века. Некая барышня, отец которой носил эту фамилию, представила родословную, что она происходит от Птолемеев египетских и Александра Македонского.

Вы с юмором это воспринимаете?

К этому с юмором отнеслись в Сенате, поэтому ее не утвердили. Но семья в это верила. Вообще каждый случай надо разбирать. Иногда в интернете встречаются  захватывающие и при этом правдивые родословные.

Завершение следует