Татарский супермен: писатель, ученый, интеллигентный революционер, Герой Труда, создатель тайных обществ, даже немного разведчик

В истории татарского народа Галимджан Ибрагимов – фигура уникальная. Он был поистине выдающимся человеком своего времени. Разносторонность и глубина его таланта вызывают восхищение. Ведь Ибрагимов являлся не только прекрасным писателем и крупным общественным деятелем, но и незаурядным ученым, много сделавшим для становления татарского языкознания, и публицистом.

Галимджан Ибрагимов появился на свет 12 марта 1887 г. в деревне Султанмуратово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье имама. Начальное образование Ибрагимов получил благодаря родителям, затем обучался в сельском медресе, земской начальной русской школе и оренбургском медресе «Валия». Но для жаждущего знаний юноши этого было явно недостаточно, и в 1906 г., когда в стране в самом разгаре была Первая русская революция, он оказался в Уфе, где поступил в знаменитое новометодное медресе «Галия» — тогдашнюю «кузницу кадров» татарской интеллигенции. Вихрь происходящих повсюду революционных изменений не мог не повлиять на молодого Ибрагимова. Он принял участие в движении шакирдов, за что и был в последствии исключен из этого учебного заведения. С этого времени шлейф «политически неблагонадежного» будет тянуться за писателем вплоть до 1917 г.

Фонды Казанского губернского жандармского управления начала прошлого века свидетельствуют, что Галимджан Ибрагимов был под наблюдением полиции и имел кличку “Интеллигентный”. В 1909 г. Г. Ибрагимов приехал в Казань с намерением поступить в Казанский университет. Однако в жизни российских университетов это было время жесточайшей реакции, когда сюда почти невозможно было попасть юношам, в силу социального происхождения не окончивших классических гимназий, женщинам, евреям, и, конечно, «политически неблагонадежным». Ибрагимов не стал студентом университета, но оказался погруженным в замечательную творческую среду казанских литераторов. В Казани он подружился с Фатихом Амирханом, Габдуллой Тукаем и многими другими. Именно здесь он начал активно писать и издаваться, заниматься вопросами татарского языкознания и литературоведением. В 1912 г. в Казани была опубликована книга «Молодые сердца», ставшая первым крупным произведением писателя, принесшим ему популярность.

Позднее в биографии Г. Ибрагимова будут и Одесса и Киев, где он успел побывать вольнослушателем Киевского университета, организатором тайного общества мусульманских студентов, за что был посажен в тюрьму, и снова Уфа, с которой связана его работа в партии татаро-башкирских мусульман левых эссеров. В переломные послереволюционные годы писатель окажется в эпицентре споров о татаро-башкирской автономии, станет одним из создателей Комиссариата по делам мусульман Внутренней России и даже побывает в разведке в тылу адмирала А.В. Колчака (1919 г.), где Ибрагимов вел красную пропаганду среди населения Урала и Западной Сибири. Однако 1920 г. — год образования Татарской АССР, вновь прочно свяжет этого выдающегося представителя татарской интеллигенции с Казанью. Как сказал о начале 1920-х гг. современник Галимджана Ибрагимова писатель Илья Эренбург, «это было время смет и проектов…». В Казани Ибрагимов целиком погрузился в процессы формирования молодой советской республики, прежде всего, в ее культурную и научную жизнь. Он стал одним из активных деятелей только что созданного Народного комиссариата просвещения ТАССР, взялся за организацию журнала «Безнен юл». Под его руководством журнал «Магариф» превратился во влиятельное издание по вопросам народного просвещения. В 1925 г. писатель возглавил Академический центр Наркомпроса ТАССР – учреждение, координировавшее все научные и культурные учреждения республики. Много и плодотворно работая на организаторской ниве, Ибрагимов продолжал развиваться и как писатель. В 1920-е гг. вышли такие знаменитые произведения, как «Новые люди» (1920), «Дочь степи» (1924), множество научных статей, посвященных вопросам татарского языкознания и литературоведения. Однако столь напряженный образ жизни подорвал его здоровье. В 1927 г. у Ибрагимова диагностировали туберкулез легких. По настоянию врачей ему пришлось уехать из Казани в Крым.

1930-е гг. внесли свои коррективы в судьбу писателя. Эпоха массового террора и репрессий, поисков и разоблачений внутренних и внешних «врагов», затронула и Г. Ибрагимова. Он был обвинен в участии в «Право-троцкистской антисоветской националистической организации», уже в очень плохом состоянии здоровья привезен в Казань, где вскоре умер в тюремной больнице.

Хотя никакого суда и официального приговора не было, но вплоть до 1960-х гг. творчество Ибрагимова было предано забвению. Однако историческая справедливость восторжествовала. Теперь его заслуги хорошо помнят и чтят в современном Татарстане. Для татарского народа Галимджан Ибрагимов и сегодня остается человеком, удивительно много сделавшим для роста и совершенствования татарской культуры и литературы, поднятия национального самосознания и обновления татарского общества.