Татарские удальцы в Европе

Важной частью «татарско-европейских» контактов была служба татарских воинов в войсках немецких княжеств в XVII–XVIII вв.

Известный исследователь военной истории Йоханн Давид фон Дзингель собрал большой архив материалов о службе татар в прусской армии.

Как же татары попадали на службу к европейским правителям?

1. Дипломатические подарки

Мусульмане были в составе дислоцированного в Потсдаме гвардейского полка гренадеров «Langen Kerls» («Длинных парней») – любимцев «короля-солдата» Фридриха Вильгельма I (1688–1740). Для короля-солдата их рост являлся более важным признаком, чем их вероисповедание.

Прусский гвардеец «Шверид Редиванов из Москвы». Гренадер Красного батальона. Худ. Дж. Мерк, 1718/1719 г., холст, масло. Из собрания Немецкого исторического музея, Берлин. Картина в полный рост достигает 2,88 м., гренадеры должны были быть ростом не меньше 1 м. 88 см.

В основном эти двухметровые великаны (гренадеры должны были быть ростом не меньше 1 м. 88 см. ) рекрутировались из жителей Южной и Восточной Европы, а так же прибывали в Прусское королевство в качестве подарков от дружественных правителей (в т.ч. Петра I и Екатерины I). Кстати, Шверид Редиванов был среди тех солдат, которых отправили в Пруссию в ответ на Янтарную Комнату, подаренную Петру I в 1717 г.

Есть два варианта расшифровки немецкой версии его имени Schwerid Rediwanoff : 1) Шахфэрид (Фәрит) Ризванов 2) Сверид Рыдванов.

Группа из 20 солдат-татар в 1739 г. даже основала исламскую общину Потсдама. Им было позволено продолжить исповедовать свою религию, выбрать из своих рядов одного имама, и открыть в Потсдаме собственную молитвенную комнату.

Петр I и Екатерины I неоднократно отправляли в Прусское королевство в качестве подарков молодцев под 2 метра ростом, среди них было и немало татар. Для короля-солдата их рост являлся более важным признаком, чем их вероисповедание.

2. Вольнонаемная кавалерия

В XVII в. татарская конница сражалась на стороне Польши против Пруссии.

1656 год вошел в историю Восточной Пруссии как год «татарской бури».

В XVII в. татарская конница — потомки переселенцев из Золотой Орды — сражалась на стороне Польши против Пруссии. 1656 год даже вошел в историю Восточной Пруссии как год «татарской бури» . Немцы не могли не отметить воинское мастерство татарских всадников. К началу Первой Силезской войны (1740—1742) Фридрих II Великий (сын «короля-солдата») пришел к выводу о необходимости создания собственной легкой кавалерии: гусар и улан. Прусские уланы (улан, от татарского оглан/ углан – знатный человек, оруженосец, от угыл — сын) были созданы по образцу польских. Так в 1745 г. началась более чем 60-летняя традиция существования мусульманских подразделений в прусской легкой кавалерии. В качестве их основы были взяты 72 татарина на тот момент уже находившиеся на польско-саксонской службе , в том числе лейтенант Осман и корнет Али.

Мусульманские кавалеристы в прусской армии

Татарские всадники, были широко известны, как хорошие воины и европейские правители охотно нанимали их в свои армии.

Татарские кавалеристы в Прусской армии носили самые разные названия: «татарский полк», гусары, уланы, «черные гусары», «босняки», был даже полк «Товарищ». «Босняками» в Германии называли не только выходцев из Боснии, но и всех славян исповедовавших ислам, а так же всех мусульман-выходцев из славянских стран, в т.ч. и татар из России. Коммунистическое приветствие «товарищ», на самом деле имеет более глубокие тюркские корни: тавар/туар (имущество, скот, товар) и «иш» (пара, ровня, друг) т.е. партнер, компаньон, имеющий тот же товар что и вы — сотоварищ (см: мал-туар, дус-иш).

Сохранявшие свою религию, язык и традиции, татарские кавалеристы расквартировывались в Восточной Пруссии. В круг их обязанностей входило патрулирование государственной границы. После нового набора новобранцев из Восточной и Юго-Восточной Европы их число стало неуклонно расти. Во время Семилетней войны (1756—1763) сюда в качестве добровольцев прибыли многие татары из России, в то время союзницы Пруссии. Среди них – корнеты Барбулл и Орзулл. В 1788 г. число мусульман в прусском войске достигло 1200 человек. Тюрбан использовался как головной убор татарских кавалеристов до 1765 г. А специальная униформа для прусских мусульманских «черных гусар», была разработана только в 1770 г.