Татарская Уланова. Нинель Юлтыева — легенда российского балета

Ее называли «татарской Улановой». Кстати,  и фамилия великой балерины Галины Улановой тоже говорит о татарских корнях. Нинель Даутовна Юлтыева родилась 3 февраля 1926 года в Уфе. Росла и воспитывалась в семье видного писателя и общественного деятеля Даута Юлтыя. Редкое имя для дочери (перевернутое слово «Ленин») придумал отец. В младенчестве была такой слабенькой, что даже плакать не могла. Бабушка только вздыхала и тихо приговаривала: «Шайтан подменил. Умрит эта девочка, умрит…». Мама делала вид, что не слышит эти причитания, но однажды их услышала врач, приходившая к ним домой. «Ну что вы, апа, — сказала она. – Еще как выживет. Да такая чудесная девочка вырастет, вот посмотрите, еще артисткой станет…». И слова эти оказались «пророческими».

В 1934 году в Ленинградском хореографическом училище открылось национальное отделение. Нинель попала во второй набор – в 1935 году. Проучившись год, приехала домой в Уфу, но попасть обратно в Ленинград оказалось непросто. Её привычный любимый мир, семья – все было разрушено в один миг.

«Однажды ночью за отцом пришли, — вспоминала Нинель Даутовна. —  Папа молча собрался, поцеловал нас, и его увели. Никогда больше мы папу не видели». Когда Нинель нужно было возвращаться в училище, мама проводила ее на вокзал. Но сесть в поезд вместе с другими ребятами девочке не пришлось. «Нас уже пересчитали по головам и построили, когда ко мне вдруг подошел незнакомый человек, отвел в сторону и сказал, что я никуда не поеду, не имею права ехать со всеми в Ленинград. Он так и сказал: «Ты не имеешь права…». Все уехали, а я так и осталась на перроне с чемоданчиком в руках». Отца Нинель расстреляли, маму на 10 лет отправили в лагеря. В 12 лет дона осталась одна, но ненависти и злобы в ее душе не было. «Никто никогда не видел, чтобы я плакала, — рассказывала балерина.- Мне помогало то, что вокруг были добрые люди, и я занялась профессией, которой должна была заниматься от природы». На помощь талантливой девочке пришел старейший педагог Ленинградского училища, «правая рука» самого Мариуса Петипа Александр Ширяев. Он выслал Нинель деньги на дорогу, встретил, всячески помогал — «увнучил». В интернате библиотекари собирали для нее газеты со статьями о балете. И вот однажды эти «сокровища» у Нинель отняла соседка по комнате. Она нашла в себе силы сдержаться. И позже во взрослой жизни умела быть выше обид и интриг.

Училась Нинель с перерывами и смогла окончить учебу только в 1949 году, поскольку помешала война. Позже училась на педагогическом отделении этого же училища и балетмейстерском отделении Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Свой путь на сцене Нинель Даутова начала в 1941 году в качестве солистки Башкирского государственного театра оперы и балета. В 1946-1966 годы являлась солисткой Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля. Считалась примой-балериной и одновременно работала художественным руководителем балетной труппы театра.

В 1968-1969 годы Нинель Даутова трудилась педагогом Ленинградского хореографического училища, в 1969-73 годы — главным балетмейстером театра оперы и балета в Казани. Долгие годы преподавала в Казанском филиале Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской (позже Казанский государственный институт культуры, ныне — Казанский государственный университет культуры и искусств). С 1972 года являлась заведующим кафедрой хореографии, с 1985 года — профессором. В 1998 году была назначена художественным руководителем Казанского хореографического училища.

Много лет Юлтыева дружила с Аркадием Райкиным, Юрием Григоровичем, Борисом ЭйфманомВсю жизнь не теряла связи с семьей актера Николая Караченцева. Его мама —  балетмейстер Янина Брунак работала в Казани, поставила спектакль «Шурале», партию Сююмбике в котором танцевала  Нинель Юлтыева.

Когда Юлтыеву пригласили на работу в Каир, там шла борьба за место главного балетмейстера Каирской балетной компании. Нинель Даутовна на все вопросы отвечала так: «Вы меня не трогайте, я приехала сюда работать впервые, и ни за кого голосовать не буду». После того, как все интриги разрешились, ей объявили: «С сегодняшнего дня вы — худрук Каирской балетной компании».

Под ее руководством Каирская труппа впервые отправилась на зарубежные гастроли. Выступления в Сирии,  Югославии, Болгарии, Японии принесли молодому египетскому балету успех и признание. Юлтыева преподавала в Каирском Высшем балетном институте в Египте. А затем ее пригласили на должность  балетмейстера Каракасского театра в Венесуэле. На память о работе в этой стране ученики подарили Нинель Даутовне золотой медальон с гравировкой «Spasibo».

 «Мало кто знает, что именно мой отец напечатал первые стихи Мусы Джалиля, — рассказывала Нинель Даутовна. — Это было в 1919 году. В редакцию оренбургской газеты «Красная звезда» пришли два мальчика: «Дядя редактор, послушай моего брата!» Ребенок встал на табуретку и очень здорово и задорно прочитал стихи. Его звали Муса Залилов».

Судьбы Джалиля и семьи Даута Юлтыя вновь пересеклись в 1956 году. Новому театру оперы и балета, построенному в Казани, было присвоено имя поэта. Его открывали в Казани режиссер Нияз Даутов и балетмейстер Нинель Юлтыева.

В Казань Нинель Даутовна приехала в 1946 году по приглашению Назиба Жиганова. Она стала постановщиком балета «Лебединое озеро» и исполнителем заглавной партии в «Лебедином».  

«Это было 31 октября 1956 года, — вспоминала Нинель Даутовна. —  Открывали театр оперой «Алтынчеч» и балетом «Лебединое озеро». Я сама ставила этот балет и сама же танцевала Одетту-Одиллию. К открытию нового театра привезла целую группу выпускников Вагановского училища».

Нинель Даутовна дружила с мамой актера Николая Караченцeва  Яниной Брунак, работавшей в Казани. Юлтыева считала Янину автором одной из лучших постановок балета «Шурале». Янина Брунак была выпускницей ГИТИСа. Этот спектакль был ее дипломной работой. «Мы сразу подружились с Яниной Евгеньевной, — вспоминала она. —  У нее тоже был маленький сынишка Коля. В Москве они жили в Армянском переулке, у них была комната в коммуналке. Жили они трудно, особенно после развода Брунак с мужем. И чтобы заработать немного денег, Янина Евгеньевна поехала в Монголию, работала там балетмейстером-постановщиком в музыкальном театре Улан-Батора. Она писала мне оттуда и в каждом письме тревожилась о сыне, который на время ее отсутствия жил в интернате…

Николай Караченцeв, которого я нежно люблю, так и остался для меня на всю жизнь живым, шустрым мальчиком Колей. Хотя у него уже родилась внучка. В память о прабабушке ей дали имя Янина…»

В 60-е годы у своих друзей, работавших в Ленинградском театре миниатюр, Нинель Даутовна познакомилась с Аркадием Райкиными его женой. «Однажды они пригласили меня в гости на мясо по-татарски с соусом из брусники, — вспоминала Юлтыева. – Я была заинтригована, потому что никогда не слышала  о таком татарском блюде. Но оказалось, что соус из брусники – фирменное блюдо их домработницы а она была татаркой. Поэтому Райкин и называл его «мясо по-татарски»…

Как хореограф Нинель Юлтыева поставила балеты «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Баядерка» Людвига Минкуса, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Петра Чайковского, «Шехерезада» Николая Римского-Корсакова и другие спектакли. Являлась постановщиком многих концертных номеров. В 2001 году стала организатором Международного фестиваля хореографических школ в Казани, который ныне стал постоянным.

Начав свой жизненный и творческий путь на земле Башкортостана, на протяжении многих лет Нинель Юлтыева снискала славу человека высокой духовности и стала одним из ярких символов современного балетного искусства. Она сумела создать незабываемые образы в лучших классических спектаклях, осуществила великолепные постановки балетов зарубежной, русской, национальной классики и воспитала целую плеяду талантливых учеников.

Нинель Даутовну всегда отличали высочайший профессионализм, безупречная честность и беззаветная преданность профессии, готовность справляться с любыми задачами, большие организаторские способности. Она была источником вдохновения для своих учеников; сотни ее воспитанников ныне преподают в институтах, школах, училищах, руководят коллективами, работают в театрах. Своей преданностью балету она вызывала настоящее восхищение и заслуженное уважение у коллег и учеников, служила для них примером. Имя Нинель Юлтыевой навечно вписано в историю российского балетного искусства.

Нинель Даутова имела почетные звания народной артистки РСФСР, Республики Башкортостан и Республики Татарстан. Она удостаивалась приза «Душа танца», награждалась медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Являлась профессором и действительным членом Петровской академии науки и искусств.

Нинель Даутовна считала себя счастливым человеком, поскольку всю жизнь посвятила любимой работе. Она очень гордилась своим трудовым стажем, который превысил 70 лет.

Нинель Юлтыева скончалась 23 ноября 2014 года, на 89-м году жизни. Похоронена она на Арском кладбище города Казани.