«Шайтаны из числа людей» — проклятое племя Каина

Источник:https://dumrf.ru/islam/theology/21048

Одним из не до конца ясных для исследователей Корана фрагментов является фраза «шайтаны из числа людей и джиннов». Такое словосочетание встречается в Священном Писании лишь один раз в суре «Аль-Ан‘ам»: «Таким образом Мы (говорит Всевышний от Своего имени) определили для каждого пророка врага — шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих и обольщающих друг друга цветистыми речами» (6:112).

Прежде чем рассматривать толкование данного аята, очевидно, имеет смысл исследовать этимологию термина шайтан. Значений этого слова несколько, но наиболее распространенным считается следующее: «шайтан — это всякий высокомерный и непокорный из джиннов, людей и животных». Другим значением является: «название некоторых змей, имеющих гребень, и безобразных на вид»[1].

Вместе с тем не вызывает сомнений связь этого слова с библейским термином «сатана». В иврите šatan несет в себе значение «предателя, обвинителя, оппонента; того, кто ставит препятствия»[2]. При этом в еврейской Библии словом šatan иногда называют людей (3 Цар. 11:14). В таких случаях оно переводится как «противник» или «наветник».

***

Относительно упомянутого аята мусульманские богословы приводят разные толкования:

а) «шайтаны из числа джиннов — это неверующие джинны; шайтаны из числа людей — это неверующие люди»;

б) «шайтаны есть и у джиннов, и у людей, поскольку Иблис направил свое воинство и к джиннам, и к людям»; такое понимание подразумевает под «шайтанами» своего рода отдельный вид джиннов.

Интересное мнение, возводящееся к Ибн Масуду, приводит ас-Суйуты: «Шайтаны из числа людей — это кяхины»[3]. Под кяхинами подразумевались прорицатели, и интерес здесь представляет то, что, по одной из версий, кяхины появились среди арабов после того, как среди них поселились выходцы из Иудеи. В пользу такого понимания данной фразы говорит то, что:

1) этимологическое происхождение термина kahin неясно, по-видимому, он был частью самого раннего религиозного словаря западных семитов[4];

2) кяхины совмещали функции охраны святого места, передачи оракула, принесения жертвоприношений и толкования знаков с помощью гадания; таковы же были функции еврейских kohen до установления монархии[5];

3) два проживавших в Медине еврейских племени — бану Надир и бану Курайза — назывались al-kahinan[6]; при этом их родословные возводились к Аарону (Харуну).

***

Иудейские kohen (в русскоязычной традиции: коэны) — это священники из числа левитов, возводящие свою родословную к брату Моисея Аарону. И параллели между арабским kahin и еврейским kohen настолько очевидны, что их сложно не заметить.

Примечательным является и наличие в еврейской демонологии таких существ, как šed (мн. ч. šedim; «демоны, бесы»). Этот термин встречается в Ветхом Завете два раза: «[Богами] чуждыми они[7] раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его: приносили жертвы šedim, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, [которые] пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» (Вт. 32:16–17); «…и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву šedim; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским» (Пс. 105:37–39).

Как отмечается в еврейских энциклопедиях, «название šedim евреи получили из Халдеи»; «семь злых богов халдейской мифологии известны под названием “шедим”, демонов бурь, изображаемых в виде быков…». В связи с этим напрашивается еще одна параллель теперь уже с аккадским «человекобыком» šedu, который имел свою аналогию в вавилонской и шумерской мифологиях. При этом «в вавилонской магии слово “шед” со временем получило также значение доброго гения»[8].

Как известно, евреи долгое время находились в Вавилоне, испытывая там сильное воздействие различных мистических традиций. Одним из следствий этого стало появление в иудаизме такого явления, как Каббала. Эта мистическая доктрина, «возникшая, по-видимому, в Вавилонии, оттуда перешла в Испанию и Германию…»[9].

Даже после окончания вавилонского пленения многие евреи остались в Месопотамии, продолжая оказывать влияние на иудейскую богословскую мысль. При этом между вавилонскими и палестинскими еврейскими общинами установились определенные связи и контакты. Не случайно сын 30-го экзиларха (главы месопотамской еврейской общины) Мар-Зутра III, убегая от преследований Сасанидов, направился именно в Палестину[10]. Но что более интересно — мединские евреи ориентировались как раз на вавилонский центр. Более того, имеются риваяты, согласно которым «сын экзиларха обсуждал в Медине с пророком Мухаммадом (мир ему) названия звезд, которые видел во сне пророк Иосиф (Йусуф)»[11].

***

Итак, евреи, жившие в Медине и Хиджазе, вероятнее всего, ориентировались на вавилонские традиции иудаизма. А поскольку, по мнению многих исследователей, Каббала зародилась именно в Вавилоне, можно сделать вывод, что среди мединских иудеев каббалисты занимали отнюдь не последнее, а, возможно, и вовсе ведущее положение.

Каковы же представления приверженцев Каббалы о демонах? По убеждениям некоторых из них, «когда Адам в покаяние за совершенный им грех отлучил себя на 130 лет от ложа Евы, то от его сладострастных видений произошли демоны или “шедим” <…> всех их родила Лилит, бывшая некоторое время наложницей Адама». Эта Лилит именуется не иначе как «царица демонов». Помимо нее «у каббалистов встречается еще одна царица демонов — “Наама”, она же сестра Тубал-Каина и мать [демона] Асмодея»[12].

Примечательно, что Наама (Ноема) и Тубал-Каин (Тувалкаин) — это упоминающиеся в Библии прямые потомки Каина (Быт. 4:22). Что же касается самого Каина, то даже в таких авторитетных иудейских книгах, как «Пирке де рабби Элиэзер», встречаются утверждения о том, что отцом Каина будто бы является сатана[13].

В связи с этим интерес представляют те слова, которыми обличал иудейских священников Иисус Мессия (Иса аль-Масих): «Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну? <…> да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного…» (Мф. 23:33, 35).

***

Какой же из всего сказанного напрашивается вывод? Прежде всего следует отметить вавилонскую ориентированность еврейских племен Медины и Хиджаза, в связи с чем среди них, очевидно, были распространены каббалистические идеи. Конечно, не все иудеи следовали Каббале, однако известно, что ее идеи проникли в иудейское богословие.

Оккультизм же Каббалы приводил ее последователей к тому, что те начинали считать себя потомками и Лилит, и šedim, и проклятого племени Каина. Именно в отношении них, по всей видимости, и использовалось словосочетание «шайтаны из числа людей», которые, согласно словам Пророка (мир ему), «даже злее, чем шайтаны из числа джиннов»[14].

                                    Марат Хайретдинов, главный редактор газеты «Минбар Ислама»

[1] Лисан аль-араб. — Каир, б. г. Т. 5. С. 2265.

[2] Еврейская энциклопедия. — Спб. 1913. Т. 14. С. 27.

[3] ас-Суйуты. Ад-дурр аль-мансур фи ат-тафсир аль-ма’сур. — Каир, 2003. Ч. 6. С. 175.

[4] “The Enciclopaedia of Islam” – Leyden, 1997, vol. IV, p. 421.

[5] Там же.

[6] Лисан аль-араб. — Каир, б. г. Т. 6. С. 3950.

[7] Имеются в виду «бану Исраиль» («дети Израиля»).

[8] Еврейская энциклопедия. — Спб. 1910. Т. 7. С. 73, 75.

[9] Указ. соч. — 1911. Т. 9. С. 27–28.

[10] Указ. соч. — 1910. Т. 7. С. 862.

[11] Gil. M. “Jews in Islamic Countries in the Middle Ages”. — Leiden-Boston, 2004, p. 5.

[12] Еврейская энциклопедия. — Спб. 1910. Т. 7. С. 79.

[13] Указ. соч. — 1913. Т. 14. С. 29.

[14] Ибн Кясир. Тафсир аль-кур’ан аль-азым. — Бейрут, 1997. Т. 2. С. 148.