Рисовать детям людей и животных на уроках изобразительного искусства в школе можно – секретарь Совета улемов ДУМ РФ

Материал сайта «Мусульмане России» (Духовное управление мусульман Российской Федерации)

Можно ли детям из мусульманских семей посещать уроки изобразительного искусства, выполнять практические задания, связанные с изображением человека и животных? Такой вопрос задал в своем письме председателю ДУМ Российской Федерации муфтию шейху Равилю Гайнутдину  директор средней общеобразовательной школы №10 города Обнинска (Калужская область)  Антон Владимирович Петров: «Прошу Вас как человека сведущего в духовных вопросах и авторитетного, пояснить,  существуют ли в каноническом вероучении ислама запреты на изображение человека,  человеческого тела, отдельных его частей и животных?»

В его письме было отмечено, что поводом для обращения послужили «сложности, которые педагогические работники школы испытывают в последнее время при обучении детей-мусульман, в частности на занятиях изобразительным искусством. При этом при проведении соответствующих занятий учителя сталкиваются с отказом детей от изучения отдельных тем и практических занятий, мотивированным прямым запретом на это вероучением ислама. Распространяется ли этот запрет, в случае если он установлен на образование как процесс усвоения человеком всего лучшего…» 

По поручению духовного лидера российских мусульман муфтия Гайнутдина ответ на письмо директора школы дал ученый секретарь Совета улемов (ученых) Духовного управления мусульман Российской Федерации Ильяс Ганиев. В своем ответном письме на имя директора школы Антона Петрова религиозный деятель подчеркнул, что ислам всесторонне поощряет развитие образования, науки, культуры, искусства. В Коране Господь велит нам постоянно приобретать новые знания, открывать для себя ранее неведомое. Ильяс Ганиев подчеркнул, что слова Пророка (мир ему) «Воистину, те, кто изображает, будут испытывать мучения в Судный День», по мнению многих авторитетных богословов, нужно понимать в контексте того времени, когда они были сказаны. Ранее изображение живого сочеталось с его обожествлением, отношением как к чему-то святому. А это как раз и было категорически запрещено. Ведь через постепенное обожествление изображенных людей (или животных) создаются сами собой предпосылки, приближающие человека к идолопоклонству. Сегодняшняя действительность кардинально изменилась. По мнению Ильяса Ганиева, который опирается в своих выводах на своды хадисов авторитетных исламских богословов, в наши дни никто не рисует и не изображает живое для того, чтобы в последующем этому поклонялись или обожествляли, в частности, на уроках изобразительного искусства. (Дети должны расти и развиваться полноценно, а этому способствуют, в том числе занятия различными видами искусства. Рисовать детям людей и животных можно, ведь они делают это абстрактно).

«Пророк Мухаммад ﷺ еще многие века назад, обращаясь ко всем людям и ко всем поколениям, сказал: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите) и не вызывайте отвращения». Он также трижды и настоятельно повторил: “Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут».

В то же время обращаем ваше внимание, что изображать людей в обнаженном виде с точки зрения Ислама является запретным и недопустимым», — сказано в ответном письме ученого секретаря Совета улемов ДУМ РФ на имя директора школы Антона Петрова.