РЕЗОЛЮЦИЯ по итогам научно-практической конференции «Екатерина Великая и татарский мир. Вклад в развитие просвещения и  благотворительности в России»

Татарское Дворянское Собрание Санкт-Петербурга 

Научно-практическая конференция 

«Екатерина Великая и татарский мир. Вклад в развитие просвещения и  благотворительности в России» 

Россия, г.Санкт-Петербург 

25 марта 2023г. 

РЕЗОЛЮЦИЯ 

Человеческая культура устроена так, что историю познают не ради самого  прошлого, а для того, чтобы общество, живущие нынешнее поколение обрели ориентиры во времени и пространстве, не утратили своей «самости». Поэтому любое обращение к какому-то историческому событию обязательно  проецируется на различные представления о нашем времени. «Прошлое  должно служить современности!», – провозгласил Д.С. Лихачев.  

В связи с должным раскрытием заявленной сегодня темы, а именно: «Екатерина Великая и татарский мир. Вклад в развитие просвещения и  благотворительности в России» мы, предводители Российского и  Губернского дворянских собраний, татарские мурзы, общественные деятели  и представители академического сообщества по итогам работы данной  конференции постановили, что данная инициатива Татарского Дворянского  Собрания г.Санкт-Петербург является уникальным проектом, актуальной в  современной федеральной общественно-политической повестке и послужит  вкладом в укрепление государственности, социокультурного развития  татарской нации, развитию межнационального и межрелигиозного диалога и  сотрудничества и считаем важным принять резолюцию в следующем ее  изложении: 

I. Мы, участники конференции «Екатерина Великая и татарский мир.  Вклад в развитие просвещения и благотворительности в России» осознаем важность личности Екатерины II и проводимой ее политики в  объединении разобщенного населения страны и отмечаем, что именно  при ней начался процесс объединения подданных в общегражданскую  нацию, где представители самых разных национальностей, конфессий  начали чувствовать себя гражданами одной большой страны России.  

II. Мы так же отмечаем поворотными в истории Российского государства  такие ее законы, как : 

Указ «О терпимости всех исповеданий» изданный в июне 1773 года,  который означал принципиальное признание ислама в качестве  «терпимой», «не отвергаемой» религии;

Указ от 22 февраля 1784 года «О позволении князьям и мурзам  татарским пользоваться всеми преимуществами российского  дворянства», который явился наиболее значимым для мусульманской  части татарской служилой знати; 

«Жалованную грамота дворянству Российской империи» 1785 года, в  которой был закреплен статус дворянства как привилегированного  сословия, с широким набором преференций: исключительное право  владеть землей и крестьянами на ней, право заниматься  промышленностью и торговлей, свобода от телесных наказаний, право  на собственное сословное самоуправление и др.; 

Указ от 22 сентября 1788 года «Об определении мулл и прочих чинов  магометанского закона и об учреждении в Уфе Духовного Собрания  для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России  пребывающими». 

III. В свете полученной из выступлений наших докладчиков информации  признать, что именно Екатерина II дала возможность татарам мусульманам вести торгово-предпринимательскую деятельность,  участвовать в органах самоуправления, построить в столице Татарстана  мечети и что во многом ее деятельностью обусловлен расцвет  татарской части Казани в дореволюционный период. 

В связи с этим считаем уместным выйти с инициативой об установлении памятника Екатерине II на набережной озера Кабан в  г.Казани и считаем в этом контексте, что увековечивание образа  Екатерины II не может расцениваться «братскими» народами, как лишь  символ имперского господства, но и как символ политики  просвещенного абсолютизма. Уже в начале XIX века татарские  слободы Казани жили полнокровной, богатой, состоятельной жизнью.  С многочисленных минаретов мечетей призывно звучал азан, сотни  шакирдов в городских медресе постигали секреты исламских наук,  бурлила масштабная торговля, повсюду дымили трубами  многочисленные фабрики и заводы. Это было безусловным духовным и  экономическим возрождением народа, еще несколько десятилетий  назад находившегося на грани выживания. 

Поэтому памятный знак Екатерине II, символизирующий такое  возрождение не просто уместен, а насущно необходим в слободе, как  дань благодарности за ее великие и благотворные деяния в отношении  мусульман, впервые почувствовавших себя полноправными  гражданами страны, ощутивших заботу и опеку государства. 

IV. И до петровских времен торговые связи татар с Востоком, особенно со  Средней Азией, никогда не прекращались. Они были и в период  ханства, и после падения ханства. Сила татарских предпринимателей  была в том, что они были посредниками между Россией и Востоком.  Это было и в XVII, и в XVIII веках. Особый размах это приняло при 

Екатерине II, которая осознанно стала привлекать татар на  дипломатическую государственную службу. Учитывая то, что татары  обладают таким социальным и историческим капиталом рекомендовать  ведомствам, принимающим соответствующие решения, больше  привлекать татарских бизнесменов, общественников и лидеров  общественного мнения в процессы евразийской горизонтальной  интеграции стран СНГ.  

V. Татарские купцы славились тем, обслуживали духовные и иные  потребности мусульман – это религиозная литература, халяльная еда,  мусульманская одежда, атрибутика, обеспечение медресе. По подсчету  около 30% татарских предпринимателей занимались обслуживанием  национальных и конфессиональных нужд татар. В этом смысле с ними  никто не мог конкурировать. Принимая во внимание подобную  ответственность татарских купцов перед своим народом и историей  рекомендовать современным бизнесменам-мусульманам изучать и  возрождать эту традицию в своей среде.  

VI. Мы, участники конференции, отмечаем, что жители татарских слобод  Казани изначально являлись «имперцами», находясь на военной и  дипломатической службе Русского государства, а затем и Российской  империи. Им был присущ осознанный монархизм и преданность трону.  Об том проникновенно писал Габдулла Тукай в своем стихотворении,  посвященном 300-летнему юбилею Дома Романовых. Наиболее ярко и  масштабно празднование этого события прошло в 1913 году в  татарской части города. Специальный комитет по проведению  юбилейных торжеств из числа мусульманского духовенства,  купечества и интеллигенции выступил с идеей установки на  Юнусовской площади памятника царствующей династии. Начался сбор  средств, и только начавшаяся война не дала осуществиться данному  проекту. Татары не страдали комплексом национальной  неполноценности, они никогда не были крепостными крестьянами и,  благодаря относительному либерализму самодержавия, сумели создать  развитую экономику и культуру, автономную систему образования,  органы общественного самоуправления, многочисленные  благотворительные фонды. И сегодня татары-мусульмане- активная,  патриотически настроенная социальная группа, для которой интересы  своей страны имеют важное значение и поэтому они продолжают с честью выполнять свой гражданский долг, в частности в  защите нашего Отечества участвуя в СВО, оказывая помощь  участником и членам их семей.

VII. Далее, мы, участники конференции: 

1) принимаем во внимание озвученные тезисы, благородный и  своевременный посыл о социальной ответственности бизнеса, и  призываем татарскую общественность и представителей власти,  ответственных за культуру и межнациональные 

(межконфессиональные) отношения в регионе, изучить, оказать  посильное содействие и распространять положительный опыт работ; 2) отмечаем, что само рефлексия всегда была присуща татарам, являлась способом определения пути развития и что без осмысленного  принятия ценностей своего народа, без осмысления исторических и  культурных процессов невозможен путь вперед. Сегодня, в частности  через подобные мероприятия, нужно искать новые пути реализации  своего накопленного за многие века социального капитала для  преодоления вызовов и рисков настоящего во имя будущего татарского  народа;  

3) призываем сконцентрировать усилия татарских общественных  организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области на  сохранении и развитии татарского языка, культуры и традиций народа; 

4) выражаем стремление к активному конструктивному сотрудничеству  татарских организаций с общественными объединениями, органаи государственной и муниципальной власти республик и регионов  компактного проживания татар в интересах сохранения мира и  согласия, преумножения социально-экономического благополучия и  

создания достойных условий этнокультурного развития всех народов; 5) обращаемся к татарским бизнесменам с предложением поддерживать  

финансово не только бедных и нуждающихся, но и писателей из своей  среды, активистов из числа молодежи, волонтеров, творческие и  педагогические кадры, которые накапливают умения, знания и навыки  на благо татарской общественности Санкт-Петербурга и  Ленинградской области, а так же помогают представителям других  культур в самореализации, адаптации и интеграции в общее  культурное и правовое поле нашей Северной столицы; 

6) инициируем проведение конференции татарских краеведов, для  определения исторических мест и объектов, связанных с историей и  культурой татарского народа в пределах нашего региона для  просвещения общественности и выработке предложений по их  сохранению и увековечиванию; 

7) подтверждаем, что Дворянство в Российском государстве всегда являлось хранителем своих исторических корней, носителем передового, ведущей прослойкой общества, служило примером для остальных слоев населения во всех сферах жизни страны. 

8) оцениваем динамику работы Татарского Дворянского Собрания Санкт-Петербурга как положительную в деле сплочения представителей дворянских родов татарского происхождения, в возрождении традиций татарского дворянства в духе высокой морали, чести и достоинства, патриотизма к Родине, а также в привлечении новых представителей древнейших родов, духовном возрождении данного сословия, реализации культурных программ, изучении и сохранении языка и традиций татарского народа. 

9) категорически заявляем, что в противовес сегодняшнему  коллективному Западу и навязываемым им нам историческим  нарративам нужно дать отпор торжеством справедливости, торжеством  восстановления исторической справедливости. Это важно и нужно  сделать сегодня, когда осуществляется возврат от  прозападной болонской системы образования к своей Российской  системе изучения истории и географии. На этом этапе необходимо  вопреки сегодняшним прозападным идеологам и идеологам 18-19  веков, внести в учебники объединительную правду истории, которая  укрепит мощь и силу нашей страны!

По завершении официальной части работы конференции были вручены награды Российского Императорского Дома и Татарского Дворянского Собрания Санкт-Петербурга