ПУТЕШЕСТВИЕ ЕКАТЕРИНЫ II ПО ВОЛГЕ

В 1767 ГОДУ: УЗНАВАНИЕ ИМПЕРИИ

Автор Г.В. Ибнеева

(Казань)

Иллюстрация: «Екатерина  II —  законодательница в храме богини Правосудия» («Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия») —  парадный портрет императрицы кисти Дмитрия Левицкого

«Государство должно функционировать с учетом существующего религиозного многообразия…»

Путешествуя же по Волге, Екатерина воочию убедилась в правоте своих взглядов, в том, что и раскол в православии, и ислам — это реалии, которые никому не мешают жить, их не нужно страшиться и искоренять, а следует признать как данность. Ради сохранения мира и спокойствия в стране государство должно функционировать с учетом существующего религиозного многообразия. Екатерина отказывалась от наследия предшествующих монархов (прежде всего, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны): преследований, притеснений, насильственного обращения в христианство. Еще в начале своего царствования (1764 г.) она упраздняет Контору новокрещенных дел. Новое отношение к мусульманскому татарскому населению было выражено в приглашении посылать депутатов в Уложенную комиссию в декабре 1766 г.2 Идеология мирного сосуществования различных конфессий, в приверженности которой Екатерина II утвердилась в ходе путешествия по Волге, впоследствии реализуется в ее указе «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных вероисповеданий и до построения по их законам молитвенных домов» от 1773 г., а также в ряде других указов.

Вместе с тем, отметим все же, что толерантность Екатерины II имела определенные границы. Какие-либо «нестандартные» отступления от православия для нее были неприемлемы и наказывались так же строго, как и предшествующими правителями. Это демонстрирует хотя бы такой частный случай, происшедший во время пребывания императрицы в Казани.

Некий купец преподнес ей икону с необычным изображением Святой Троицы — «с тремя ликами и четырьмя глазами». Купца велено было арестовать и вместе с иконой отправить в Петербург к обер-прокурору Синода. Причем Екатерина просила сообщить ей, «позволено ли такие образа писать», опасаясь, «чтоб сие не подавало поводу несмысленным иконописцам прибавить к тому еще по нескольку рук и ног, что весьма соблазнительно и похоже на китайские изображения».

* * *

Впечатления, полученные императрицей от личного знакомства с Казанью, оказались в полном соответствии с тем совершенно особым символическим значением, которое придавалось этому городу при организации путешествия по Волге 1767 года. В Казани Екатерина II убедилась в необходимости учитывать существующее этническое и культурное многообразие империи при выработке имперской идеологии и находить то общее, что должно было объединять народы в пределах единого государства. Культурной интеграции разных народностей должно было способствовать привнесение элементов европейской цивилизации в данный регион. В письме Вольтеру Екатерина отмечает: «в здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою. Надобно, однакож, дать им такие общие начала,но подробности … и какие подробности! Это почти то же, что сотворить, устроить, сохранить целый мир». Под общими началами, очевидно, подразумевалось «цивилизованное поведение», включающее и умение соответственно вести себя «в обществе». В частности, театральные представления в казанской гимназии императрица считала одним из средств цивилизовать «разноплеменное» население. Узнав, что театральные зрелища прекратились по причине сложных отношений между губернатором и директором гимназии, она выразила по этому поводу сожаление губернатору Квашнину-Самарину. Екатерина поручила ему возобновить их, по возможности привлекая к ним местное дворянство, которое посредством этих представлений сможет научиться «приятному обращению и необходимой в свете ловкости». Ее желание было исполнено, и представления в Казани продолжались до разорения города Пугачевым.

Продолжение следует…