Портрет, написанный Робертом Фальком

«Портрет татарского журналиста» — так называется картина художника-авангардиста Роберта Фалька. Она была написана в 1915 году. Хранится в Третьяковской галерее. Конечно, картина увлекла меня. Захотелось узнать побольше о герое. Кем же был этот татарский журналист?

Оказывается жизнь его была короткой, прожил всего 27 лет. Портрет был написан за пять лет до его смерти. Годы его жизни: 1893-1920.

Мидхат Рефатов родился в Бахчисарае в 1893 году. Рос в семье учителя Мамута Рефатова (1860-1940). Учился в родном городе и в земском училище, и в медресе, а в 1909 году отправился в Стамбул за новыми знаниями. Осуществить эту затею было не так просто. Семья была небогатой, лишних средств на финансирование заграничного обучения старшего сына не имелось. Поэтому подросток Мидхат в каникулярное время трудился конторщиком, весовщиком у местного помещика Тупузова и копил деньги на поездку.

Как ни странно, на берегах Босфора, где он жил до 1912 года, Мидхат эфенди особенно увлекся творчеством Льва Толстого.

В этом он, конечно, не был оригинален. В Российской империи молодые татары из Поволжья тоже восхищались смелостью и оригинальностью Толстого, писали ему письма (а именитый литератор отвечал им), некоторые даже лично встречались с Львом Николаевичем (например, до Ясной Поляны доехал будущий юрист Садри Максуди).

Неизвестно отправлял ли Мидхат Рефатов письма Толстому, но он сделал перевод «Войны и мира» на турецкий язык.

После возвращения в Россию, он работал в разных редакциях (не зря же художник Фальк назвал его «татарский журналист»). Конечно, уже по месту рождения ему суждено было поработать в редакции знаменитой газеты «Тарджеман» (Бахчисарай), а также некоторое время Мидхат эфенди трудился в Баку.

Портрет был написан в 1915 году. В это время Мидхат Рефатов жил в Петрограде, именно там живописец Роберт Фальк, участник художественного объединения «Бубновый валет» и встретил фактурного крымского татарина. Кстати, в жизни или на обычной фотографии Мидхат Рефатов выглядел вот так:

Уже второй год шла Первая мировая война. В 1916 году отправился на фронт и Мидхат Рефатов.

Послевоенная жизнь, охваченная вихрем революции, пролетела как один миг. Он все равно оставался журналистом. Это были снова «Тарджеман», а потом еще газеты «Миллет», «Ени дунья»… Все перемешалось: и Курултай, и вступление в ВКП(б)… А потом Крым заняли белые. 21 апреля 1920 года татарский журналист был приговорен военно-полевым судом к высшей мере наказания.

«За сознательный период своей жизни мне мало пришлось жить с покойным братом в одном месте. Мне было около 12 лет, когда брат уехал учиться в Константинополь, — вспоминал о нём уже в советское время его брат Решад Рефатов. — (…) Брат был старше меня на 4 года, но по своим интеллектуальным особенностям и развитию он был намного выше и старше меня, и общественно-политическими и философскими проблемами он стал заниматься в очень раннем возрасте» (цитируется по публикации Э.Сеитбекирова «Записки арестанта Решада Рефатова», http://goloskrimanew.ru).

А самого младшего сына в семье Рефатовых звали Асан. Именно младший брат татарского журналиста Мидхата Рефатова — Асан Рефатов (1903-1938) стал автором первой крымскотатарской оперы «Чора батыр» (1923 год), музыкальных драм «Лейла и Меджнун», «Таир и Зоре». 

Использован материал Лилии Габдрафиковой.Оригинал https://zen.yandex.ru/media/liliyagabdrafikova/portret-tatarskogo-jurnalista-613ca5a378a6284289cae21a