Неизвестная звезда…Из истории киевских татар

Семья Максутовых в начале ХХ века проживала в Киеве.

Семья была образованной и богатой. Конечно, занималась и благотворительностью. Например, братья Максутовы входили в комитет по строительству мечети в Киеве (закладка фундамента была произведена в 1913 году, но до революции соорудить мечеть в Киеве не успели; в городе действовал только мусульманский молитвенный дом). Среди благотворителей был и купец Абдулла Фазлуллович Максутов.

Родственники его супруги Махиры — представители фамилии Тубакаевых. Возможно, они происходили из Касимовского уезда Рязанской губернии. Сам Максутов, скорее всего, был связан с Чистопольским уездом Казанской губернии.

Но в Киеве на рубеже XIX-XX вв. проживало все же больше татар из Центральной России. Поэтому совсем неудивителен брачный союз А.Ф. Максутова с М.Тубакаевой.

Как обычно, приезжие татары занимались торговлей и другими выгодными промыслами. Например, по данным исследователя Наталии Зуб, в самом центре города (совр. ул. Богдана Хмельницкого) продавал кумыс и кефир татарин из Сергачского уезда Нижегородской губернии Аляутдин Камалетдинов. Торговал он и кониной на Житнем базаре. Свою весьма специфичную фирму по продаже мусульманских продуктов питания он основал в Киеве в 1889 году.

Конечно, детей своих татары обучали уже в местных школах. После окончания русских учебных заведений перед некоторыми из них открывались двери и университетов. Так, среди студентов Киевского университета (Императорский университет св. Владимира) в начале ХХ века тоже можно было увидеть татарские имена. Например, студентами медицинского факультета были братья Тауфик и Изатулла Тубакаевы. В этом же университете некоторое время действовало «Общество взаимопомощи студентов-мусульман».

Даже писатель Галимджан Ибрагимов (кстати, выходец из Уфимской губернии) в 1912 году уехал в Киев и тесно общался с местной татарской молодежью. Правда, потом все же вернулся в Казань. А то самое «Общество взаимопомощи студентов-мусульман» из-за давления властей уже в 1913 году закрыли.

Но вернемся к Гульсум Максутовой-Вердиевой. Где она училась — неизвестно. Но судя по внешнему облику, по нарядам в стиле модерн, была достаточно прогрессивной барышней. Её супругом стал некий А. Вердиев. Судя по его фотопортрету, он был с университетским образованием.

Видимо, семья Максутовых-Вердиевых интересовалась всеми культурными новшествами своего времени, в том числе невероятно модным тогда татарским театром. Скорее всего, единственный снимок Гульсум Максутовой-Вердиевой в образе восточной красавицы, подписанный «татарская актриса Гульсум Максутова-Вердиева» — это как раз свидетельство о показе татарского спектакля в Киеве.

Кстати, у татарских театральных трупп была такая практика: приезжая на гастроли с основным (минимальным) актерским составом, они привлекали для своих постановок местную активную молодежь (в основном, для второстепенных ролей и массовки).

Поэтому и в Киеве была своя татарская актриса.