Наставления сподвижников Пророка

Для Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышний Аллах избрал наилучших людей в качестве сподвижников. Он предопределил им родиться и жить в такое время, когда будет жить Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Именно сподвижники изучили религию и в сохранности передали ее следующим поколениям. Именно от них об Исламе узнали люди из самых разных стран и различных национальностей. Школа сподвижников – это такая школа, знания в которой

получили имамы предыдущих веков и продолжают получать мусульмане нашего времени. Именно в этой школе получили воспитание все достойные и праведные люди нашей огромной исламской уммы. Всевышний Аллах о своем отношении к сподвижникам сказал следующие слова: «Доволен остался Аллах теми верующими, которые присягали тебе (о Пророк) на верность…» (сура аль-Фатх: аят,18).

И среди множества сподвижников были и такие, кто заслужил особое уважение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и особенныйавторитет для остальных мусульман. Так, одного из сподвижников Пророк Мухаммад выделил особо и назвал его «мудрейшим человеком этой общины». Такого эпитета удостоился Абу Дарда. Он был из числа ансар и считался одним из уважаемых людей своего племени. Также Абу Дарда еще

при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заучил наизусть весь Коран. Абу Дарда принимал участие во всех важных военных сражениях, в том числе – и в битве при Бадре. А за его проницательный ум и мудрость халиф Умар ибн аль- Хаттаб назначил его верховным судьей (кади) в Дамаске. На этом посту он работал до конца своей жизни, а скончался он в последние годы правления халифа Усмана.

Абу Дарда умел своим словом и мудрым советом влиять на людей и призывать их к справедливости. Многие люди встали на праведный путь после его проповедей. И некоторые из его высказываний были подостоинству оценены и сохранены потомками. Сами сподвижники любили передавать высказывания Абу Дарды даже после его смерти. Об этом мы можем узнать со слов такого видного сподвижника, как Абдуллах ибн Умар.

Известно, что он говорил своим товарищам: «Есть ли среди вас тот, кто помнит наставления двух умных людей?» Окружающие спрашивали: «Что это за двое умных людей?», — и тот говорил: «Это Муаз ибн Джабаль и Абу

Дарда». Поэтому не будет случайным, если мы сегодня упомянем некоторые из наставлений Абу Дарды.

Итак, вот его первое наставление: «Требуйте знания! А если у вас нет для этого возможности, то уважайте обладателей знания. Если и этого не можете, то хотя бы не держите на них злобы». Обратите внимание, что первым, с чего начал Абу Дарда, был призыв ктребованию знаний. Если же у человека нет для этого сил, здоровья или других возможностей, то пусть проявляет уважение к обладателям знания,  к которым относятся знающие религию люди, ученые, преподаватели, имамы, муфтии. Если же человек не может полюбить кого-то из ученых, например, когда у того есть ошибки или, когда человек не согласен с его выводами или какими-то качествами характера и т.д., то, как минимум, он не должен держать на него злобу, питать к нему ненависть. И ученые-богословы подчеркивают, что данное наставление Абу Дарды касается всей исламскойуммы, относится к каждому мусульманину, ибо самое почетное место в Исламе занимает знание об Аллахе и Его религии. Все мы знаем, что первым, с чего началась религия, было веление «Читай!», то есть это был призыв к

познанию.

Мусульманские ученые, а также все, кто занят приобретением религиозного знания и его распространением, являются обыкновенными людьми, а потому они не застрахованы от ошибок и заблуждений. И увидев вком-то из них нечто нехорошее, нам не нужно распространяться об этом и стремиться сделать из этого некую сенсацию. Причина этого в том, что мы должны сохранять уважение к знанию, которое есть в этом человеке. Ведь, если мы станем прилюдно ругать его и скверно о нем отзываться, менее грамотные мусульмане потеряют уважение не только к этому ученому, но и к знанию вообще, а это намного хуже! И какие бы правильные слова ни говорил этот ученый в дальнейшем, никто не станет прислушиваться к ним, потому что в людях будет подорвано уважение к знанию и его обладателям.

Если религию брать не от ученых, то от кого же тогда простые люди смогут перенять её? Именно поэтому так важно нам помнить упоминавшееся наставление Абу Дарды.

Давайте посмотрим еще на одно наставление этого сподвижника. Абу Дарда сказал: «Я призываю вас к хорошему. Но далеко не все, что разъясняю, я сам могу исполнять. И все-таки я жду от Аллаха награды хотя бы за то, что рассказал вам». Это очень ценное признание от сподвижника. Подтверждая его слова, более поздние имамы говорили о себе: «Далеко не все, что разъясняем, мы в силах исполнить. И если бы рассказывали только о том, что сами делаем, то смогли бы призвать вас лишь к очень малому количеству дел». С этих слов мы понимаем, что ученые, взяв на себя ответственность за распространение Ислама, рассказывают об этой религии все, что знают. Но они такие же люди, как и все остальные, и потому они не могут быть

совершенными, пребывая все время в богоугодных делах и избегая неправильного. Ведь наша религия широка, и в ней много различных желательных и рекомендуемых действий, успеть совершить которые сложно успеть любому человеку: либо не хватает времени, либо здоровье не позволяет и т.д. Несмотря на это, все мусульмане должны совершать обязательные действия и сторониться запретного.

Третье наставление Абу Дарды. Однажды он проходил мимо группы людей и услышал, как те ругают одного из них. Оказалось, тот совершил какой-то плохой проступок и поэтому снискал гнев своих товарищей. Абу Дарда подошел к ним, но не стал никого осуждать, а просто сказал: «Если бы вы увидели своего товарища попавшим в беду, стали бы вы пытаться помочь ему?» И те ответили: «Конечно, мы будем спасать наших друзей из беды». Сподвижник продолжил: «Так возблагодарите Аллаха за то, что вас миновали беды, доставшиеся вашему товарищу, и перестаньте ругать его».

Обратите внимание, как сподвижник удержал тех людей от

продолжения ругани. Ведь по Исламу мы не должны ругать людей и, тем более, не должны стремиться делать этого прилюдно. Увидев же ошибки в ком-либо, нам нужно подойти к этому человеку и ему одному указать на его заблуждения. Кроме того, мусульманам следует остерегаться участвовать в пересудах, когда люди обсуждают кого-то и, зачастую, клевещут о нем. Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так сказал об этом поступке: «Если человек рассказывает другим людям все, что слышит сам (имеется в виду то, что он даже не стремится проверить достоверность услышанных сообщений), то является одним из лжецов».

Этот хадис и упоминавшиеся наставления касаются и нашего времени. Они учат нас тому, что не нужно прилюдно осуждать ученых и обладателей знания, в том числе – преподавателей религии, имамов, муфтиев и богословов. Кроме того, услышав, как другие люди обсуждают недостатки того или иного представителя религии, не нужно участвовать в этих разговорах и не следует их поддерживать. Вред от таких разговоров огромен: так теряется уважение к религии, люди начинают считать дозволенным совершение многих осуждаемых поступков. Я ни в коем случае не стараюсь умалить недостатки тех представителей Ислама, в ком действительно есть ошибки и заблуждения, и не стремлюсь выступать их защитником. Но я хочу призвать к тому, чтобы мы больше внимания обращали на те слова, которые

говорим. И если наши речи будут затрагивать представителей религии и обладателей знания, то не стоит их превращать в предмет всеобщего обсуждения, дабы не нанести урон самой религии.