Наставление об истинном пути

Что важнее для человека в поиске Истины и выборе верного пути: доводы разума или чувства сердца? Представители многих религий ответят, что важнее всего вера, исходящая из сердца. Однако Аллах в Коране даёт иной ответ: на первом месте всегда должны стоять доводы разума.

        «Поистине, в сотворении небес и земли и в смене ночи и дня – знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и лёжа на боках и размышляют над созданием небес и земли: Господь наш! Не создал Ты этого понапрасну. Ты безупречен! Защити же нас от наказания Огнём» (Сура Аля Имран:190-191)

        «Неужели они не задумаются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нём много противоречий» (Сура, ан-Ниса,82)

«Они (адские мученики) скажут: “О, если бы мы слушали или были здравомыслящими, мы бы не оказались среди обитателей Пламени!”» (Сура аль-Мульк,10)

        В последнем аяте Аллах употребил союз «или» (ау), отделив таким образом тех людей, которые застали Его пророков (мир им всем) и слышали их слова собственными ушами, от тех, которые никогда не сталкивались с пророками. У вторых есть возможность постичь Истину, читая священные писания Аллаха и анализируя их смысл.

        Итак, первое и главное, на чём основана религия Аллаха, – это здравый смысл и логика. Всевышний Творец наградил людей разумом с тем, чтобы они в конечном итоге познали Его и Его законы. И в Своих священных аятах Он делает упор на объективные, рациональные доказательства Его бытия и единства, а также того, что Коран – это прямая речь Аллаха).

        У истинных мусульман чувства подкрепляют доводы их разума и подвигают на те или иные действия (или удерживают от них). Если разум, опирающийся на исламские знания – Коран и Сунну, указывает, как маяк, верный путь к Аллаху, то сердце, наполненное «исламскими» чувствами (любовь к Аллаху, смиренность перед Ним), – это двигатель, необходимый нам для того, чтобы преодолеть этот путь (путь мирской жизни).

        Основными, наиболее важными чувствами в Исламе принято считать любовь к Аллаху, страх перед Его гневом и надежду на Его милость и прощение: «…но те, кто уверовал, любят Аллаха сильнее (всего остального)» (Сура, Бакара, аят,165)

        «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из единой души (т.е. из одного человека), сотворил из неё пару ей и расселил много мужчин и женщин, (произошедших) от них обоих. И бойтесь Аллаха, именем Которого вы упрашиваете друг друга, и (бойтесь разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах за вами наблюдает» (Сура, ан-Ниса, аят1);

        «Мне (, Мухаммаду,) внушено Откровение о том, что ваш (подлинный) Бог – Бог единственный. И пусть тот, кто надеется на встречу со своим Господом, творит благие дела и не приобщает к своему Господу в поклонении ничего» (Сура, Аль-Кяф, аят,110).

        Замечу ещё, что, говоря о страхе, Аллах призывает нас бояться не только и не столько Его, сколько самих себя – т.е. наших многочисленных грехов, навлекающих Его гнев, а также помнить о том, что мы никуда не сможем укрыться от Его взора и слуха. Тех же, кого Аллах помилует и заведёт в Рай, будут навеки свободны от любого страха; точно так же отпадёт и потребность в надежде. 

        «Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в будущей жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это – великая награда» (Сура, Юнус, аят,62-64).

        Отсюда мы понимаем, что центральное чувство, побуждающее нас к поклонению Ему, – это любовь. Любовь к Аллаху означает, что мы желаем увидеть Его бесподобный Лик в Раю и услышать от Него слова довольства:

«Их лица в тот День будут сиять и на Господа их глядеть» (Сура, Аль Кыйама, аят, 22-23)

        «Они раздают пищу беднякам, сиротам и пленникам, хотя она желанна и для них самих, (и говорят:) Мы кормим вас только ради лика Аллаха (т.е. из желания узреть Его лик) и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (Сура, Аль-Инсан, аят, 8-9)

        «Аллах будет доволен ими, и они будут довольны Им. Это – для того, кто страшился своего Господа» (Сура, Аль-Баййина, аят, 8)

        «От Милосердного Господа (они в Раю услышат приветствие) словом: “Мир!”» (Сура, Ясин, аят, 58).

        Поняв это, мы поймём и то, почему далеко не все люди веруют в Аллаха и Его Посланника (сАс) и в чём состоит принципиальная разница между верующими и неверующими. Верующий не только понимает Истину разумом, но и тянется к ней сердцем. Неверные тоже могут иметь эти знания и понимать их суть – но они не желают повернуться к Истине лицом по вине своих греховных сердец: «Горе в тот День тем, кто считает (Истину ложью), кто считает ложью День воздаяния! Его считает ложью только преступник и грешник. Когда ему читают Наши аяты, он говорит: Это — легенды древних народов! Но нет! Напротив, их сердца окутаны теми (грехами), которые они накопили. Но нет! В тот День они будут отделены от своего Господа завесой (не увидят Аллаха), а потом попадут в Ад, после чего им скажут: Вот то, что вы считали ложью» (Сура, аль-Мутаффифин, аят, 10-17)

        «Воистину, неверующим безразлично, предостерёг ты их или не предостерёг. Они всё равно не уверуют. Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них — покрывало. Им уготованы великие мучения» (Сура, Бакара, аят, 6-7)

        В их сердцах доминируют те чувства, которые Аллах назвал страстями, или прихотями («хауа́», мн. ч. – «ахуа́»): «Если они не ответят тебе (т.е. не прислушаются пророческому призыву), то знай, что они лишь потакают своим страстям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто идёт на поводу у своей страсти без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (Сура, Кисас, аят, 50) 

        «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страсти, пристанищем будет Рай» (Сура, ан-Назиат, аят, 40-41)

        Страсть – это такая привязанность человека к кому-то или чему-то помимо Аллаха, которая побуждает его преступать или вовсе отрицать законы Всевышнего. Любая страсть всегда иррациональна; она находится в конфликте не только с теми чувствами сердца, о которых мы уже сказали, но и с самим рассудком, помрачая его: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Но разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих? Ни один человек не уверует без дозволения Аллаха (т.е. без Его помощи). Он обрушивает ярость на тех, кто не разумеет. Скажи: “Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле”. Но знамения и увещевания не приносят пользы тем, кто не уверовал!» (Сура, Юнус, аят, 99-101)

        «…и не потакай страсти, ибо она собьёт тебя с пути Аллаха. Для сбившихся с пути из-за своих пристрастий уготовано жестокое наказание в День расчёта, о котором они забыли» (Сура, Сад, аят, 26)

        «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем? Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они — всего лишь подобие скотов, но они ещё больше сбились с пути» (Сура, аль-Фуркан, аят,43-44)

        «У них есть сердца, которые не разумеют, глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются ещё более заблудшими. Они беспечны (относительно их судьбы в загробной жизни)» (Сура, аль-Араф, аят,179)

        Но некоторые люди боготворят свои страсти (хотя и не любят признаваться в этом открыто). Даже среди верующих братьев и сестер есть те, кто не может отказаться от совершения тяжких грехов.

        Аллах в Коране часто повторяет, что Он не ведёт верным путём нечестивых и несправедливых людей, иначе говоря, не помогает получить и запомнить исламские знания и не даёт им сил и воли для поклонения. А Посланник Аллаха (сАс) однажды сказал: «Не уверует (полностью) ни один из вас до тех пор, пока его страсть не последует за тем, с чем я пришёл» (передал Наср аль-Макдиси от Абдуллы бин Амра бин аль-Аса). То есть: до тех пор, пока он не подавит в себе эту страсть так, что она перестанет затемнять его разум и удерживать от благих дел (равно как и толкать на грехи). Поэтому настоящий Ислам невозможен без очищения сердца от греховных желаний и наполнения его благими чувствами, о чём мы и просим Всевышнего Аллаха.