Место компактного расселения татар на пойменных местах реки Москвы началось с середины 13 века. Самая обширная по территории и населению часть располагалась рядом с московским деревянным кремлем. Первая ямская дорога — Ордынка проложена в Москву, именно через Замоскворечье. Здесь жили многочисленные ремесленники, купцы, ордынская администрация. В Смутное время – многочисленная Татарская слобода — анклав сопротивления агрессорам.
Именно здесь возникли Татарская слобода, о которой нынче напоминают названия улиц и переулков; Ордынка – являвшаяся ни чем иным, как началом пути от Кремля в столицу Золотой Орды;
С 13 века здесь находилась Ордынская администрация. Старые Толмачи, заселенные переводчиками татарами («толмач» происходит от татарского слова «тел» – язык); Кожевники – обязанные своим название татарским мастерам-кожевникам, которые в XVI веке образовали на данном месте одноименную слободу.
В Замоскворечье расположена Историческая мечеть – старейшая в Москве. На протяжении XIX и трети XX она имела статус Соборной. Помимо мечети, в Замоскворечье находятся дома Салиха Ерзина и дом, построенный Шамси Асадуллаевым, где ныне располагается Татарский культурный центр Москвы. В Замоскворечье установлен памятник Габдулле Тукаю.
Бывшмй дворец касимовских царевичей — в районе Мясницкой улицы. Известно, что Касимовское ханство поддерживало тесные контакты с Москвой, и они отражают целую эпоху в истории ханства и её отношений с Московским государством. По пути стоит остановиться и у красивого дворца князей Юсуповых, с которыми связаны многие страницы русско-татарских отношений. Архитектура Казанского вокзала имеет «татарские корни», его башня стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля.
Одно из самых грандиозных сооружений, появившееся
недавно в Москве, – Соборная мечеть на Проспекте Мира. Эта одна из крупнейших
мечетей в России и Европе. Она построена на месте старой Соборной мечети, которая
в свое время была построена архитектором Н. А. Жуковым на средства татарского
купца Салиха Ерзина. Прежнюю мечеть до революции часто называли Мещанской, так
как находилась она в Мещанском районе столицы. Она всегда была действующей, не
закрывалась. Ее посещали не только московские и подмосковные татары, но и
дипломаты-мусульмане. Сюда приезжали многие известные политики и лидеры
государств. В 1950-1970е гг. Московскую Соборную
мечеть посещали лидеры национально-освободительных движений и главы
дружественных по отношению к СССР афро-азиатских государств: первый президент
Индонезии Ахмад Сукарно (1956), президент Египта Гамаль Абдель-Насер (1958),
лидер ливийской революции Муаммар Каддафи (1969), глава Организации
освобождения Палестины Ясир Арафат (1970), наследный принц Йеменского
королевства эмир Сейф аль-Ислам Мухаммад аль-Бадр (1956), а также парламентские
делегации Ирака, Судана и Сирии.
Был в мечети даже Джавахарлал Неру (1955), великий гуманист и
первый премьер независимой Индии. Не будучи мусульманином, он посчитал нужным
почтить вниманием единоверцев десятков миллионов его сограждан.
Главы государств и крупные политики становились гостями
Московской Соборной мечети и в постперестроечную эпоху. В ее стенах участвовали
в богослужении премьер–министр Малайзии Мухаммад Махатхир (2002), наследный
принц и будущий король Саудовской Аравии Салман бин Абдель-Азиз (2003),
президент Турции Абдулла Гюль (2009), президент Ирана Мохаммад Хатами (2001),
президент Палестины Махмуд Аббас (2008, 20012, 2015), премьер-министр Ливана
Рафик аль-Харири (2007).
В мечети побывали президенты Кыргызстана (последовательно)
Аскар Акаев и Алмазбек Атамбаев (1997 и 2012), президент Афганистана
Бурхануддин Раббани (2001), премьер-министр Ирака Нури аль-Малики (2011),
президент Ливана Мишель Сулейман (2013), а также генеральный секретарь
Организации исламского сотрудничества (ранее — Организация Исламская
конференция) Экмеледдин Ихсаноглу (2005, 2006), глава Всемирной исламской лиги
Абдулла Абдель-Мухсин ат-Турки (2003), руководитель Политбюро ХАМАС Халед
Машааль (2006, 2010) и др.
Сегодня два главных минарета новой Соборной мечети имеют высоту почти 80 метров, что делает мечеть самой высокой в России. Их форма символизирует многовековую дружбу российских народов: минареты похожи одновременно и на башни Московского Кремля, и на башню Сююмбике Казанского Кремля. Малый минарет венчает историческую часть комплекса. Крыша и башенки окрашены в голубовато-зеленый цвет, как и у первой Московской мечети. На золочение купола и минаретов было использовано 12 килограммов сусального золота, и это тоже своеобразная отсылка к образу Москвы златоглавой. Мечеть освещают более 320 настенных и потолочных люстр из хрусталя, разных по размеру и форме. Большинство из них сделаны в виде куполов мечети. Главная хрустальная люстра в центральном зале имеет 350 лампочек и весит 1,5 тонны.