Монархи, дворянство и благотворительность

По материалам сайта https://www.hse.ru/news/science/192207896.html

Фото: бал с благотворительным базаром в Дворянском собрании в Санкт-Петербурге в 1903 году. Источник: Фото: РИА Новости

До XVIII века благотворительность была делом церковным, а мотивация ее религиозной. Государство осознало  — контроль за благотворительностью как свою обязанность впервые в царствование Петра I, то есть в первой четверти XVIII века. Это время стало переходным периодом от неорганизованной подачи милостыни к созданию заведений общественного призрения по единому плану, регламентированному общероссийскими узаконениями.

Правление Петра I (1689-1725) справедливо считать отправным пунктом в возникновении государственной политики поощрения благотворительности. Идея изыскивать средства для устройства госпиталей и детских заведений не из казенных сумм, а от подаяния зажиточных людей была высказана Петром I после того, как он побывал в Западной Европе. После этого были сделаны первые шаги к созданию законодательства и приняты практические меры  в этой сфере. В частности, были созданы единичные благотворительные заведения – богадельни для престарелых и приютов для «подкидных» младенцев в губернских городах.

Благотворительность вместо памятника

Системное законодательство в области благотворительности стало создаваться в годы правления Екатерины II. При ней были проведены административные реформы, обеспечившие стимулы для развития светской филантропии на местном и губернском уровне, и сформировались институты самоуправления. В правительственной политике в сфере благотворительности сочеталось рациональное начало (законодательная регуляция) с провозглашением положительных моральных принципов.Фактически в эпоху Екатерины II началась история светской благотворительности.

Историк В.О. Ключевский писал, что Екатерина II избрала следующее политическое направление – «показать силу империи и удовлетворить национальное чувство; <…> проявить блеск власти, упрочить положение ее носительницы и согласить враждующие общественные интересы».

Екатерина выбрала для себя образ заботливой матери, для которой интересы страны и подданных важнее личной выгоды. Широко известен случай, когда в 1767 году императрица отказалась от памятника, который хотели воздвигнуть в её честь, повелев употребить предназначенные для него средства на строительство благотворительных заведений. Она заявила: «Я лучше желаю воздвигнуть монумент в сердцах подданных, нежели на мраморе», и, добавив к 52 тыс. рублей, собранным дворянством и купечеством, 150 тыс. руб. от себя, предназначила деньги на устройство училищ, сиротских домов, богаделен, больниц. Вместе с пожертвованиями вельмож, последовавших примеру императрицы, общая сумма составила 500 тыс. руб.

Впоследствии её жесты повторял Николай II, с 1897 года не принимая подношения в ходе своих путешествий по стране и призывая подданных тратить деньги не на подарки государю, а на местные нужды.

За 34 года царствования Екатерины сложилось несколько важных благотворительных практик. Устоялась традиция образца  морального поощрения щедрых благотворителей высшей властью. Крупные филантропы удостаивались личной благодарности монарха, а их портреты устанавливались на всеобщее обозрение в залах заседаний городских дум и благотворительных заведений.

В рамках своего политического кредо – «проявить блеск власти», «согласить враждующие общественные интересы» – императрица пошла на осторожное разрешение возникновения негосударственных институтов. По законам «Учреждения для управления губерний» (1775) и «Жалованной грамоте городам» (1785) в Российской империи вводились начала местного самоуправления. «Учреждение о губерниях» стало отправной точкой для правового регулирования частных пожертвований, поскольку содержало дозволение использовать «доброхотные подаяния». Также оно разрешало создавать благотворительные заведения: «Частным людям, обществам и селениям не возбраняется учреждать от себя благотворительные заведения».

В соответствии с «Учреждением о губерниях», в 1775 году были созданы Приказы общественного призрения – институты под председательством губернатора, куда выбирались заседатели из местного общества, а также приглашались выборные главы купеческого и дворянского сословий. Совет Приказа из 6-7 человек решал вопросы о местных заведениях Приказов: народных школах, сиротских домах, больницах, богадельнях и смирительных домах, которые могли создаваться как на средства местного бюджета, так и на благотворительные пожертвования. При создании каждого губернского Приказа на образование основного капитала выделялось 15 тыс. рублей из доходов губернии для образования основного капитала. К 1830 году было по стране создано 57 таких Приказов.

Налог на карты шел в благотворительность

Первая половина XIX века была ознаменована крупными законодательными реформами, проводимыми тремя сменившими друг друга на престоле императорами – Павлом I и двумя его сыновьями – Александром I и Николаем I. К началу столетия чётко определились правила принятия пожертвований. Во-первых, в благотворительности по закону от 4 января 1816 года «О непринятии от порочных людей пожертвований и о ненаграждении их за оные» провозглашался принцип участия в благотворительности только лиц, уважаемых согражданами за добропорядочность и благочестие, незапятнанных нахождением под судом и следствием. Во-вторых, во избежание коррупции накладывался запрет на пожертвования частных лиц на предметы, на которые ассигнованы суммы из казны. Немного позже в законодательстве закрепилась классификация пожертвований, подразделившихся на четыре вида: 1) пожертвование в виде недвижимости, 2) капитал на устройство заведения, 3) капитал расходный; 4) капитал «неприкосновенный», т.е. целевой капитал (говоря современным языком, эндаумент).

Важным событием в истории благотворительности стало появление Ведомства учреждений Императрицы Марии и Императорского Человеколюбивого общества. Ведомству учреждений Императрицы Марии передавался ряд взимаемых государством пошлин, в частности сборы с публичных зрелищ и увеселений и карточная монополия, то есть обложение сбором каждой колоды игральных карт. Таким образом, достигались две цели: взимался своеобразный «налог на развлечения» и создавался образ власти – защитника интересов слабых и неимущих.

Законодательство закрепляло существующие реалии

В период Великих Реформ (с 1856 по 1874 год) изменил весь строй жизни. Были проведены реформы, среди которых важнейшими стали Крестьянская реформа 1861 года и реформа местного самоуправления (1864 – введение земства и 1870 – введение муниципальной власти в городах), депутатов отныне избирало население, давно проживающее в данной местности и владеющее недвижимостью.

После отмены крепостного права в 1861 году 23 млн чел. крестьян, составлявшие треть населения, получили личную свободу и право выкупа своих земельных наделов у помещиков. Эти важные экономические изменения вызвали массовое переселение из деревни в города в поисках работы, и как последствие люмпенизацию малообеспеченного населения. Низкий уровень адаптации мигрантов из деревни в город породил безработицу, грозил опасностью криминализации безработных. Кроме того, имелись значительные группы нуждающихся в городах и деревне. Все это ставило новые задачи перед благотворительностью.

После отмены крепостного права и других реформ 1860-1870-х годов, среди которых наибольшую значимость для развития благотворительности имели земская и городская реформы, был дан толчок проявлению общественной активности в сфере благотворительности.

В последние десятилетия существования монархии сформировалась широкая сеть благотворительных заведений, включавшая такие крупные организации как, например, Попечительство о трудовой помощи и Российское общество Красного Креста, основанное в 1867 году и финансировавшееся на 26,4% за счет сборов с заграничных паспортов и с проезжающих по железным дорогам пассажиров.

Согласно данным за 1902 год в Российской империи насчитывалось свыше 19 тыс. филантропических учреждений. К ХХ веку государственная власть придерживалась позиции всемерной поддержки филантропии, что отразилось на трансформации правовых норм. Упростились бюрократическая система, механизм передачи пожертвований и порядок открытия благотворительных организаций, деятельность которых с 1897 года регулировалась «Примерным уставом общества пособия бедным».