Легендарному авиаконструктору Хайдяру Мусину  исполнилось  85 лет

Вчера заслуженному конструктору России Хайдяру Мусину  исполнилось  85 лет.

Создатель первого в мире самолета на жидком водороде ТУ-155 работал в знаменитом КБ Туполева и …учился в медресе при Московской Соборной мечети у тогдашнего имам-хатыба, а ныне муфтия – духовного лидера российских мусульман Равиля хазрата Гайнутдина.

«Мы занимались в Московской Соборной мечети, писали свои конспекты на коленях. А один раз эти конспекты на арабском «пропали» – на арабском языке и «нашлись» уже на столе начальника 1 отдела режимного предприятия КБ Туполева», — рассказал Хайдяр Исмагилович. Мусину тогда грозило в лучшем случае увольнение. Но он сумел доказать, что ничего «предосудительного» не совершал и учился в медресе на законных основаниях.

Хайдяр Мусин был в числе первых «советских» мусульман, которые совершили хадж в 1991 году по приглашению короля Саудовской Аравии Фахда. Андрей Николаевич Туполев лично ходатайствовал о том, чтобы засекреченному конструктору разрешили выезд за границу.

Сегодня Хайдяр Мусин автор 4 книг — «На пути совершенства» — об ориентировании мечетей в Нижегородской области, «Ориентирование в исламе», «Жизнь пророка Мухаммада» (в соавторстве), «Истина в тени». Он автор уникальной инновационной  методики точного ориентирования на Каабу. Эта методика изложена в книге, которая вышла в 2000 году, она называется «Ориентирование в исламе». Методика признана Академией наук Российской Федерации. Благодаря этой методике в любой точке земного шара можно определить направление на Каабу и построить мечеть.  

Хайдяр Мусин – герой фильма «Опередивший время». Фильм создан в рамках масштабного проекта  ДУМ РФ «Мусульмане, которыми гордится Россия».  Руководитель проекта —  руководитель кинодокументальных проектов ДУМ РФ Ахмад Макаров. Фильм о знаменитом авиаконструкторе-мусульманине успешно демонстрировался на многих площадках. В том числе, на Международном фестивале «Правдивое кино» в Тегеране в номинации «Our time» («Наше время») 

На фото Хайдяр Мусин со студентами Московскоого исламского института

Отрывок из интервью с Хайдяром Мусиным

«Я родился и вырос в селе Чембилей Краснооктябрьского района Нижегородской области. В школе я учился хорошо, практически всегда был отличником. Учителя даже позволяли мне демонстрировать опыты по химии в качестве ассистента. Мои родители были людьми верующими, но держали это в тайне, как и большинство их современников. Необходимо отметить, что до революции в нашем селе было несколько мечетей, образованные муллы, мактабы. Ну, а в послереволюционные времена «демонстрировать» свою религиозность было опасно. Отец воевал, был инвалидом войны. Еще учась в школе,  в пятнадцатилетнем возрасте, я стал посещать нашего сельского муллу Махмуда хазрата Камаева. Он был братом моей бабушки. Я у него учился основам ислама. За две недели полностью освоил арабский алфавит, стал читать Священный Коран. Затем начал совершать намаз. Родители, скорее всего, знали об этом, но делали вид, что ничего не знают. О религии говорить на людях они запрещали. Но в душе и в сердце я всегда хранил веру во Всевышнего.

 Как возник интерес к авиации?

 Видимо, это судьба. Однажды у нас на поле приземлился самолет АН-2. Это была вынужденная посадка. Мы, ребята, подбежали к самолету. Я увидел приборную доску – много непонятных приборов. Тогда, наверное, и решил, что моя жизнь будет связана с авиацией. Получить аттестат о среднем образовании было у нас, в Чембилее, не просто. С 8-го по 10-ый класс образование было платным, а мои родители таких денег не имели. То, что я хорошо учился, имел похвальные грамоты «значения не имело». Отец написал жалобу в ГОРОНО и аттестат мне выдали. После этого я смог поступить в авиационный институт в Москве.

 Вы работали над уникальными проектами – первым отечественным сверхзвуковым пассажирским самолетом и первым в мире самолетом на жидководородном топливе…

 После окончания института, со дня поступления в бюро в 1965 году, мне было поручено работать над самолетом ТУ-144. В 1962 году Англия и Франция подписали соглашение о создании сверхзвукового самолета «Конкорд», что в переводе на русский язык как раз и означает «соглашение». В 1963 году Андрей Николаевич Туполев получил задание создать такой же отечественный самолет – сверхзвуковой пассажирский. Потенциал нашей страны позволял без кооперации с кем-либо разработать и поднять в воздух такой самолет. Это произошло 31 декабря 1968 года. Это был наш ответ «Конкорду».  А в 1973 году произошла авиакатастрофа на авиасалоне в Париже. Мы сделали доработки и поставили другой двигатель, но желаемого результата не получили. Наша команда работала над этим проектом до 1980 года. Этот самолет выпускался на Воронежском авиазаводе. Всего было произведено 16 самолетов. Максимальной скорости – 2200 километров в час – мы добились в 1970 году.

В КБ Туполева я стал ведущим конструктором первого в мире самолета на жидком водороде. Аргумент в пользу применения водорода – жидкий водород при сгорании выделяет больше энергии, в 2,6 раза. При работе водородного двигателя толкающим моментом являются пары воды. То есть он абсолютно экологичен. Первый полет этого самолета произошел 18 апреля 1988 года, на нем был установлен мировой рекорд. Если бы водородный самолет вошел в эксплуатацию, если бы он был внедрен в производство, вопрос экологии в авиации был бы снят. Создав этот самолет, мы опередили свое время. Но изменение политической ситуации в стране, а это был конец 80-хх годов, не позволили внедрить его в производство…»

По материалам пресс-службы ДУМ РФ

Источники: сайт Мусульмане России (ДУМ РФ),

http://www.dumrf.ru/regions/77/interview/6354