Как репрессировали татарских мулл

До революции у политической полиции было такое понятие – «негласное наблюдение» за не совсем благонадежным человеком. В советское время, конечно же, продолжали применяться все эти инструменты и методы работы … Доносы доросли до невероятных масштабов.

Уже по материалам 1923-1924 годов видно, что государственные органы вели постоянное наблюдение за мусульманскими (мухтасибатскими) съездами и поддерживали малейшие разногласия среди разных слоев духовенства. При освещении этой проблемы они включали даже в материалы съезда специальную графу – «внутренние противоречия и группы».Если смотреть по документам, то на самом деле среди «молодых» и «старых» мулл было лишь разное отношение к деятельности махаллей в современных условиях, но не к догматической стороне религии.

Конечно, у партийных органов был свой взгляд на это. Они считали, что в 1923-1925 годах обновленчество особо не развивалось, а вот уже с 1926 года «разгорелась» настоящая борьба между прогрессистами и реакционерами. Но по факту, все сводилось только к отдельным выступлениям на собраниях духовенства.

Как видно по документам  — в этот период появляются заявления об опасности прогрессистов по сравнению с реакционерами, которые пассивны в своей деятельности.

Уже в 1927-1928 годах разделение мулл в документах партийных и государственных органов практически отсутствует. С этого времени все служители культа представляют для власти единую силу.

В этот период религиозная деятельность была приравнена к «антиколхозной». И с 1927 года идет сокращение строительства мечетей и собственно махаллей. Они начинают закрываться…

До сих пор нет точных сведений о количестве исламских деятелей ТАССР, попавших под каток политических репрессий 1920-1930-х годов. Закабанная мечеть Казани была построена в 1920-е годы. Конечно, о строительстве задумались еще до 1917 года, но завершили только спустя несколько лет. Никто тогда не думал, что совсем скоро повсеместно начнут закрывать мечети…

Но приблизительные данные дает «Книга Памяти жертв политических репрессий. Республика Татарстан». Это печатное издание легло в основу различных электронных баз данных. Поисковый запрос с фильтрами «Книга Памяти Республики Татарстан» и по «профессии» «мулла» (а также «мухтасиб», «имам», «служитель культа», «муэдзин», «азанчи») выдает данные о 1000 человек. Но это не точная статистика.

Первая волна массовых репрессий против духовенства началась в самом конце 1920-х годов, когда начались форсированные преобразования всех сфер жизни страны. Важным препятствием на этом пути власти считали религию, священнослужителей и простых верующих.

Наибольшие последствия проводимая политика имела в сельской местности, где коллективизация и связанные с ней эксцессы ломали традиционный уклад жизни, разрушали крестьянское общинное мировоззрение, в том числе и приверженность населения религии.

Практически все осужденные в 1929–1932 годах муллы обвинялись в противодействии колхозной и другим хозяйственным кампаниям и в организации с этой целью кулацких группировок.В этот период религиозная деятельность была фактически приравнена к антиколхозной, особенно в тех случаях, когда не было засвидетельствовано фактов участия религиозных деятелей в сопротивлении созданию колхозов.

В конце 1920 – начале 1930-х годов ОГПУ ТАССР сфабриковало несколько групповых дел. Репрессии были начаты на основе директив о массовой операции по ликвидации кулачества и охватили все районы республики.

Например, в сентябре 1931 году Татотдел ОГПУ завершил следствие по делу так называемой «контрреволюционной буржуазно-националистической религиозной повстанческой организации» в Мамадышском, Сабинском и Рыбно-Слободском районах.

Одним из главных моментов в обвинительном заключении все равно стало стремление связать антиколхозные настроения с религиозным движением, сопровождавшимся требованиями возвратить мечети и освободить арестованных духовных лиц.

В соответствии с существовавшей практикой дело обычно формировалось вокруг одной крупной и известной фигуры, устанавливались все его профессиональные и непрофессиональные связи, и фигурантов объединяли в одну организацию.

Безусловно, директивы ОГПУ коснулись не только села, учитывая «оживление городской контрреволюции», предполагалось активизировать работу и в городах. Параллельно с этими операциями Татотдел ОГПУ готовил новую репрессивную кампанию против влиятельных казанских имамов и буржуазии, объединенных в «мулльско-купеческую группу Казани».

По типичному сценарию это дело формировалось вокруг известного общественного деятеля, в данном случае, казанского мухтасиба, имам-хатыба Мухаметсадыка Иманкулова.

В результате массовых репрессий конца 1920 – начала 1930-х годов было физически уничтожено или устранено значительное количество духовенства всех конфессий по всей республике.

Только «тройка» ГПУ-НКВД ТАССР в 1929–1938 годов осудила 802 представителей мусульманского духовенства Татарской АССР.

Хотя некоторые муллы возвратились на родину из концлагерей и ссылок, многие из них уже не исполняли прежних обязанностей. Все они в середине 1930-х годов стали жертвами еще более суровых репрессий.

1920-е годы были своеобразным «прологом», «подготовкой» к 1937 году. В 1936 году началось беспрецедентное наступление, было уничтожено почти все руководство мусульманских организаций. Разгром ЦДУМ и его членов позволил приступить к ликвидации мулл по всей стране. В том же году началось уголовное преследование и исламских деятелей Татарской АССР, одним из громких примеров чего стало«дело Атласова».

Трагедия альметьевского муллы Хади Атласи еще и в том, что его и в царское время лишали должности из-за доносов. И он с 1909 года уже не был муллой. А на склоне лет снова столкнулся с этим, тяжелее всего пришлось его семье, детям. Я читала воспоминания дочери, как ее даже в Симферополе узнали люди из Бугульминского края, она с ними по-дружески пообщалась. А на следующий день её исключили из учебы…

Таких случаев, к сожалению, было много. К 1937 году репрессии ужесточились по всему СССР, сильно пострадало духовенство всех конфессий.

В Татарской АССР к высшей мере наказания были приговорены известные мусульманские деятели Татарии – мухтасиб Дубъязского района Шамсутдинов, мухтасиб Арского района Гариф Уразгильдеев, бывший имам Казани Вахитов.

К тому времени было практически уничтожено руководство ЦДУМ. В 1936 году расстреляна казия ЦДУМ Мухлиса Буби, а в 1937 году в Москве – имама соборной мечети Абдуллу Шамсутдинова, в 1938 году приговорили к высшей мере практически все руководство Духовного управления.