Как относились татары к борьбе с эпидемиями

XIX век примечателен тем, что в это время в нашей стране появляется система социальной помощи, куда входила и медицина. Начали заботиться о здоровье всех своих граждан (до этого интересовали, главным образом, представители военного сословия). Татары, как поданные Российской империи, тоже входили в зону интересов государства. Ведь эпидемии, которые время от времени случались, касались представителей всех народов

Конечно, чистоплотные татары-мусульмане в какой-то мере были меньше были подвержены атаке различных заболеваний.

Уже с XVIII века предпринимались попытки проведения профилактической работы среди татар. Но различные брошюры о профилактике болезней на татарском языке в XVIII столетии интересовали лишь самую незначительную часть татар. Многие предпочитали заниматься не профилактикой, а лечиться. Причем либо самостоятельно, либо с помощью разных знахарей. Какие тут еще медицинские знания?

Но грянувшие без спроса эпидемии холеры и других болезней заставили немного пересмотреть эти взгляды. Ведь умирали много, а знахари помогали не всегда. Казанская губерния в начале 1830-х годов пережила эпидемию холеры, унесшую только в губернском городе 1,5 тысячи жизней. Для 50 тысячного города — огромная потеря. Среди жертв первой эпидемии 1830 года оказался и казанский губернатор Иван Жеванов. Были и последующие волны. В 1840 году в Казани проживало уже 41 300 человек (для сравнения в 1811 году было более 53 тысяч жителей). Судя по всему, холера внесла серьезный вклад в демографическую картину Казани. В дальнейшем городское население стабильно росло вплоть до революционной эпохи 1917 года.

В 1830 году в уезды Казанской губернии были направлены профессора и студенты Казанского университета для проведения профилактических работ среди населения, а также для оказания медицинской помощи заболевшим. К сожалению, большинство населения в этот период относилось к медикам с недоверием.

Например, казанский профессор Николай Высоцкий писал о том, что в 1830-е годы во время эпидемии «народ был убежден, что никакой холеры нет, а умирают от отравы, которую посыпают (немцы, поляки, доктора) в съестные припасы, реки, колодцы. Во многих местностях народ хватал людей, казавшихся ему подозрительными, обыскивал и, если находил у них бутылочки с жидкостью или порошки, избивал и даже убивал на месте. То же самое повторялось и в последующие эпидемии».

Архивные документы свидетельствуют, что в Казани в 1830-е годы некоторые татарские предприниматели и служащие – Н.Галеев, И.Заитов, Х.Апанаев, И.Галанский, М.Файзуллин, А.Заманов, В.Баширов, М.Кашаев, И.Юнусов — уговаривали своих единоверцев слушаться рекомендаций врачей и принимать необходимые лекарства. Эти люди внесли свою лепту в борьбу с эпидемией. Однако, как отмечал Карл Фукс, «очень многие истреблены были холерою». После холерных эпидемий, унесших множество жизней, предприниматели Юнусовы открыли в Казани Мусульманский детский приют.

Помимо холеры, в XIX веке серьезную опасность представляла оспа. Например, в 1811 году было издано руководство по прививке оспы на татарском языке, которое распространялось через Татарскую ратушу. Примечательно, что уже в первой половине XIX веке были и оспопрививатели-татары. Например, выходец из Куллекиминской волости Царевококшайского уезда, крестьянин А. Файзуллин с 1836 по 1859 год привил «предохранительную» оспу 2327 детям. Кроме того, он обучал и других оспопрививанию. За свою профессиональную деятельность в 1860 году Царевококшайским оспенным комитетом скромный татарин был представлен к награде серебряной медалью.

Деятельность медиков, вроде А. Файзуллина, безусловно, положительно влияла на поведение татарского населения. Например, во второй половине XIX века было зафиксировано, что татарские крестьяне, в частности Казанского уезда, более охотно соглашались к оспопрививанию, чем соседние с ними народности.

В 1867 году среди марийских крестьян Казанского уезда было сделано 22, у русских – 599 прививок, а среди татар – 812.

Врач А.Сухарев объяснял это «отсутствием в данном случае у татар религиозных предубеждений, а также боязнью начальства». Действительно, многие христиане боялись «метки дьявола» (следа от прививки), а татары-мусульмане к такого рода «тамга» относились лояльнее. Но нельзя согласиться с интерпретацией Сухарева «про боязнь начальства», если что-то противоречило взглядам татарина, никакое начальство не могло его убедить в обратном. Например, в конце XIX века некоторые татары, не желая переписываться, умудрялись эмигрировать даже в Османскую империю. Не хотели и всё! А тут оспопрививание…

Конечно, были и случаи отказа от прививок. Чаще всего в татарских семьях отказывались от оспопрививания годовалых мальчиков, т.к. в этом возрасте им проводили обряд обрезания. Поэтому матери старались отгородить их от привития оспы.

По материалу Лилии Габдрафиковой Оригинал https://zen.yandex.ru/media/liliyagabdrafikova/epidemii-v-xix-veke-tatary-privivalis-chasce-sosedei-izza-boiazni-nachalstva-60b8e90b746af7069002d121