Как делили татарских писателей

До революции 1917 года не было разделения на башкирских и татарских писателей. Вся литература выходила на татарском языке, а Казань была местом притяжения для всех татар.

Мало кого тогда волновало, что Дэрдменд и Галимджан Ибрагимов родом из Стерлитамакского уезда (сначала в составе Оренбургской, а с 1865 года в составе Уфимской губернии), Шаихзаде Бабич и Хусни Карим из Бирского уезда Уфимской губернии, Ахмет Файзи из Уфы, а Наки Исанбет из Златаустовского уезда Уфимской губернии. Свои литературные и публицистические произведения они адресовали всему тюрко-татарскому миру, не взирая на место проживания и сословные различия.

Ситуация коренным образом изменилась после создания в 1919 и 1920 годах Башкирской и Татарской автономных республик. Произвольно расчерченные большевиками границы автономий породили ряд территориальных конфликтов. Белебеевский и Бирский уезды с преобладающим в них татарским населением оказались в составе Башкирской республики.

Молодая Башкирская республика конструирует новую советскую башкирскую культуру в противовес татарской. Вспомнили и об «уроженцах» Башкортостана татарских писателях Галимджане Ибрагимове, Шаихзаде Бабиче, Хусни Кариме и других. Все они стали частью новой башкирской нации.

В 1920-30-е годы в западных районах Башкортостана сформировалась яркая плеяда советских писа­телей. Большинство из них стало вид­ными представителями татарской ли­тературы. Это – Фатых Карим и Ярлы Карим (Бижбулякский район), Гази Кашшаф (Туймазинский район), Галимджан Нигмати (Чишминский район), Мирсай Амир (Мелеузовский район), Ахмед Ерикеев (Дуванский район), Риза Ишмурат (Янаульский район) и другие.

В то же время часть татарских писателей активно включилась в формирование башкирской культуры. Внедрение башкирского языка, развитие башкирского книгоиз­дания и прессы в первые десятилетия советской власти открыли широкие возможности для реализации своих талантов. Несколько представи­телей западного Башкортостана, такие как Али Карнай и Гариф Гумер, становятся «башкирскими» писателями и получают положенные преференции.

Схожая ситуация сложилась и 1930-е годы. Из 25 писателей-татар из Башкортостана, 15 остались жить в респуб­лике. Все они заняли в баш­кирской литературе ведущее мес­то: Ибра­гим Абдуллин, Тимер Арслан, Акрам Вали, Юсуф Гарай, Раис Габдрахманов, Мустай Карим, Ханиф Карим, Муслим Марат, Хусаин Мухтар, Кирэй Мэргэн, Назар Наджми, Малих Харис, Ахнаф Харисов, Гайнан Амири и другие. Около десяти литераторов на­ходят свою судьбу в Татарстане: из Эльшая — Касыйм Вахит, из Кушнаренко — Лутфи Вали и Мин Шабай, из Туймазы — Хайрутдин Музай, из Чакмагыша — Hyp Гайсин и Галимджан Латыйп, из Чишмы — Рахим Саттар, из Кыйгы — Исмагил Шафиев и другие.

В 1940-е годы из татар Башкирии становятся из­вестными восемь писателей в Ка­зани, пять — в Уфе. В первой груп­пе трое из Янаульского района: Адип Маликов, Нурихан Фаттах, Сает Кальметов.
Среди тех, кто остался в Башкирии — Гилемдар Рамазанов, Габдулла Ахметшин, Анвер Бикчентаев, Динис Исламов.

Из тех, кто в то время занялся литературным творчеством, по меньшей мере один из трех уезжает в Казань; в 1950-е го­ды из 15 человек — 5 (среди них — Нил Юзеев и Ильдар Юзеев); в 1960-е годы из 20-ти — 7 (и все ак­тивно работающие талантливые поэты и прозаики: из Илиша Ахсан Баянов и Хасан Сарьян, из Кый­гы — Резеда Валеева, из Янаула — Сажида Сулейманова, из Нуримана — Зиннур Насыбуллин, из Кушнаренко — Радиф Гатауллин, из Эльшая — Амир Махмудов); в 1970-е годы из 14-ти человек — 5 (из Благовара -Нурия Измайлова, из Илиша — Роберт Миннуллин, из Ярмэйкея — Ризван Хамид, из Бакалы — Фаиз и Лаис Зулькарнаевы

Всего родом из Башкортостана 110 известных татарских писателей. Из них шестьдесят остались в республике и причислены к «башкирским» писателями.