Согласно указу Петра I из
центральных областей России на строительство Санкт-Петербурга прибывают тысячи
работных людей. Вместе с русскими из Казани, Нижнего Новгорода, Касимова, Пензы
совершают тысячеверстный путь и татары.
Топонимика сохранила в Петербурге на
Петроградской стороне до наших дней «Татарский переулок». Таким
образом, татары влились в многонациональную фактуру Северной Пальмиры с первых
дней ее основания. Наряду с другими немногочисленными этническими группами
населения (немцами, финнами, шведами) они составили особую замкнутую прослойку
жителей столицы империи.
Гановерский резидент при дворе Петра I
Х.Ф.Вебер писал: «Если пройти далее мимо крепости, то пройдешь к
татарскому рынку, расположенному против Кронверка. За этим рынком живут татары,
турки, калмыки и разные другие нации, каждая на свой лад, причем в их домах
такая изящная обстановка, какую вряд ли найдешь в Риме или Париже». (Вебер
1975:220).
Татары никогда не теряли связи с корнями своих
предков, постоянно поддерживали связь с местами выхода. Принявшие христианство
татары составили довольно значительный перечень аристократических дворянских
фамилий России (Ширинский, Шехматов, Шереметьев, Мещерский, Апраксин, Аксаков,
Нарышкин, Юсупов, Тургенев, Карамзин, Жуковский, Суворов, Рахманинов, Державин,
Танеев, Тимирязев, Чаадаев и др.).
В Санкт-Петербург Габдулла Тукай приехал в 20
числах апреля 1912 года по приглашению татарской общины. Он останавливался по
адресу: Казанская улица, дом 5. В столице он встречается с редактором газеты
«Нур» А.Баязитовым, с другими представителями татарской общины. Несколько тысяч
татар постоянно проходили службу в частях императорской гвардии в Петербурге,
на кораблях Балтийского флота в Кронштадте. Существовала небольшая прослойка
дворян из военных и духовенства.
В качестве рабочих татары
славились добросовестностью, выносливостью, честностью, трезвостью,
аккуратностью и пользовались спросом у работодателей. Состоятельные аристократы
столицы предпочитали нанимать кучеров и конюхов из татар.
Татары вели крупную торговлю мехами, кожей,
коврами и ковровыми тканями, сукном, легкими тканями, галантерейными товарами,
готовым платьем. Уже с конца XIX века в России некоторые отрасли торговли
хлебом, кожей, солью всецело находились в их руках. Петербургские татары
держали все железнодорожные рестораны и буфеты по Николаевской, Царскосельской,
Варшавской и Балтийской железным дорогам, от Петербурга до Москвы и даже
Варшавы, а также несколько крупных городских ресторанов: на Невском проспекте
ресторан «Крестовский сад» Ялышева, ресторан Карамышева и большой
ресторан Николаевского вокзала Байрашева. В Новой Деревне купец I гильдии
Рахматулла Халитов содержал знаменитый на всю столицу фешенебельный ресторан
«Самарканд», который славился цыганскими хорами.
Большой популярностью у петербуржцев пользовалась
рыбная торговля «Мусина и наследников». Фирма торговала красной рыбой
холодного и горячего копчения, икрой, а также имела живорыбные садки на Круглом
рынке и на Фонтанке.
Среди татар были купцы I, II, III гильдии. Торговых людей в Петербурге объединяли крепкими узами твердые законы и коммерческая дисциплина: умение держать слово, честность в финансовых делах.
В начале XX века прислуга в императорском Зимнем дворце была в основном укомплектована из татар (100 человек). Это была почетная служба. Говорило это о том, что именно татарам было доверено обслуживать царскую семью как людям на деле доказавшим свою преданность и порядочность.
Лучшие элитные рестораны столицы («Данон», «Кюба», «Гранд-отель Европа», «Астория») славились знаменитыми касимовскими официантами.
Занимались татары легким (пассажирским) и гужевым (грузовым) извозом на лошадях. Причем, ломовые извозчики-татары выполняли одновременно тяжелую работу грузчика. В отличие от других грузчиков, татары за погрузочную работу денег не брали.
В качестве рабочих татары славились добросовестностью, выносливостью, трезвостью и аккуратностью.
В начале XVIII века через реку Фонтанку был построен деревянный мост батальоном рабочей команды, которым командовал капитан, а затем подполковник Аничков. По преданию, родоначальником старинного рода Аничковых был татарский царевич Берка, перешедший в начале XIV века из Золотой Орды на службу к Ивану Калите.
Петербургские татары, обретя здесь свою новую родину, всегда были верны России и российскому престолу. Татары служили в российской армии со времен основания империи. По данным исследователя Е.Анисимова, численность их в петровских войсках составляла до 70 тысяч сабель. ( Анисимов 1989:106). С начала XIX века комплектовался Отдельный гвардейский корпус, где офицеры и солдаты исповедовали ислам. Среди высшего командования российской армии были полковники и генералы татары (мусульмане). Например, Али Давлетович шейх-Али из рода Тевкиловых. Али Давлетович шейх-Али командовал башкиро-мишарскими войсками, а после выхода в отставку занимался общественной деятельностью. Вообще род Тевкиловых исправно и преданно служил российской империи. Среди них были ученые, муфтии, дипломаты и генералы, даже члены Государственной Думы.
В 1881 году ахун второго магометанского прихода
Атаулла Баязитов от имени петербургских мусульман обратился к властям за
разрешением на строительство мечети. Первое богослужение в мечети прошло 21
февраля 1913 года в день празднования 300-летия дома Романовых.