Гулянья в Летнем саду и Петергофе

История Имперского Санкт-Петербурга

Источник:https://www.spbmuzei.ru/gulyaniya.htm

Живые и яркие воспоминания о гуляньях в Летнем саду оставили посещавшие их иностранные и русские очевидцы.

Летний сад на левом берегу Невы был разведен по указу царя Петра I в 1711 г. «в голландском вкусе» на манер регулярных садов в странах Западной Европы.План сада принадлежал самому царю. На месте нынешней набережной располагались три деревянные галереи со спусками к воде.

Проспект по реке Фонтанке от Грота и запасного дворца на полдень. 1753

В средней из них стояла статуя Венеры. На центральной аллее сада было две площадки с фонтанами: «дамская» — для императрицы с дамами и «шкиперская» — для самого царя. Слева от аллей располагался огромный птичник, где жили орлы, черные аисты, попугаи, фазаны и другие редкие птицы. В зверинце содержались медведи, волки, шакал, олень, чернобурая лисица, еж и другие животные. Травоядные животные свободно гуляли по парку. Одна серна (горная антилопа), например, ела из рук, прыгала в обруч и очень любила музыку.

Напротив птичника находился мраморный фонтан-водопад с позолоченными сосудами, за ним — оранжереи и голубятня с египетскими голубями.

Недалеко от шкиперской площадки среди деревьев пряталась беседка, окруженная водой. Здесь любил уединяться Петр I. По воде плавали ручные гуси и утки. У берега находился маленький, но хорошо оснащенный кораблик. На нем «потешались» карлики.

Справа от беседки был грот, украшенный разноцветными дорогими раковинами. На лугу перед ним размещались выполненные из меди и олова фигуры героев Эзоповых басен; около каждой было написано «толкование» — разъяснение. От грота к Летнему дворцу вела дубовая роща, почти вся посаженная руками царя.

Гулянья проходили в Летнем саду в теплое время года почти каждую неделю. На них обязаны были являться жители высшего и среднего сословий: «позволено… всякому чину входить, кроме тех, кои в серых кафтанах, а паче с бородами, оных впущать запрещено», — гласил царский указ. Для солдат и жителей низшего сословия угощение готовилась на Царицыном лугу, по соседству с Летним садом.

В дни гуляний на одном из бастионов Петропавловской крепости выставлялся императорский штандарт. В пятом часу звучали пушечные выстрелы.Посетители — дворяне, чиновники, служащие, корабельные мастера, иностранные матросы — спешили в сад. Вместе с женами и взрослыми дочерьми они прибывали на яхтах, в барках, лодках по Неве и взбирались по тропинке к средней галерее. Их встречала государыня, и все отправлялись приветствовать царя, обычно сидевшего у фонтана на шкиперской площадке.

Петр общался со всеми на равных. Гости играли в шашки, гуляли по аллеям, осматривали птичник и зверинец или шли на Царицын луг слушать музыку оркестра. В 6 часов всех угощали вином. Отказаться от этого угощенья было нельзя: сад запирали и никого из него не выпускали. Затем накрывались столы с холодными напитками, закусками, сластями. Начинались танцы. Танцевали на дамской площадке, а в плохую погоду — в средней галерее. Во время танцев дам угощали чаем, «кофеем», медом, миндальным молоком. Мужчины пили пиво и вино. Шоколад и лимонад были дороги и подавались в особо торжественных случаях. Вечером в аллеях и на деревьях сада вспыхивали бесчисленные разноцветные огни. Гулянье обычно завершалось «огненной потехою» — фейерверком. Он производился под руководством самого царя с кораблей, расположенных на Неве.

В 1723 г. состоялось официальное открытие загородной резиденции Петра I в Петергофе.

«Приморский парадиз» (фр. «парадиз» — парк, сад; рай) по своему великолепию не уступал самым знаменитым дворцово-парковым ансамблям Европы. Здесь Петр Великий с гордостью встречал иностранных гостей, проводил праздники и ассамблеи. Иллюминация сада в Петергофе, по словам камер-юнкера Берхгольца, «соединяла в себе столько великолепия и изящного вкуса», что приводила современников в изумление и восторг.

В голубом огне появились фигуры двух рыцарей в коронах. На щите одного из них был двуглавый орел, на щите другого — три короны. Это были символы России и Швеции. Рыцари двинулись друг к другу и соединили руки в рукопожатии. В это время двери храма затворились. (В Древнем Риме во время войн храм Януса был открыт; закрытие дверей означало наступление мира.)

В небо взлетело «шесть тысяч ракет и прочих фейерверочных.фигур», раздался звон колоколов, заиграли оркестры, грянул салют. Справа от центральной декорации зажегся щит с фигурой Правосудия, попирающей ногами двух фурий, символизирующих врагов России. Сверху загорелась надпись: «Всегда победит». На левом щите появился огненный корабль, идущий в гавань, и надпись: «Конец дело венчало».

Затем в небо запустили множество воздушных шаров, ракет, открыли огненные фонтаны и колеса. Спектакль шел почти два часа. Под конец по воде полетело множество «горящих фигур», среди них — Слава, Правосудие, Осторожность и Победа.