Габдулла Тукай любил читать стихи …по телефону

Татары – люди прогрессивные. Например, в небольшом городе Тара нынешней Омской области, известном до революции выдающимися татарскими предпринимателями, появился один из первых в царской России – синематографов, то есть кинотеатров. В дореволюционный  период в небольшом по численности населения Троицке (ныне Челябинская область)  было 7 мечетей из них – 5 каменных соборных и только две – на окраине города – деревянные. Было много купцов-мусульман, которые делали пожертвования на мечети и мусульманские школы. В городе действовало 5 медресе при  мечетях. Представители купеческого семейства Яушевых построили несколько школ, медресе «Галия», высшую учительскую школу,  больше десяти особняков, один даже с зимним садом, большой каменный торговый «Пассаж» — не хуже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. В магазинах и лавках торговали и женщины. Торговцы-татары носили европейскую одежду. В многочисленных жилых и офисных зданиях, учебных заведениях было электричество,  телефоны, современные лифты, «удобства». По улицам ездили автомобили, принадлежавшие татарским предпринимателям.

В 1912 году Троицк посетил классик татарской литературы Габдулла Тукай. Он тоже был современным человеком

 Действительно, Габдулла Тукай был человеком новой эпохи, той, где невероятно увеличились темпы жизни. Люди передвигались на новых видах транспорта, могли передавать информацию по телеграфу, телефону, было еще множество нововведений в жизни человечества, которые изменили его облик.

Телефонная связь в Казани появилась в 1876 году, за десять лет до рождения Тукая, но и в 1886 году в городе было всего 16 абонентов. Предприниматели телефонной линией обычно соединяли свой дом и контору.

Например, такая телефонная сеть была у купца Ахметзяна Сайдашева. Кстати, Ахметзян-бай сравнивал телеграфные сообщения и телефонные сигналы с нервными импульсами. Именно так он рассуждал о нервной системе человека.

Прогрессивность татарского купца налицо. А ведь в это время не все решались на такой смелый шаг. Мало того, что дорого, некоторые люди еще и просто боялись телефонов.

В конце XIX века у некоторых несчастных случались даже психические расстройства, их сознание просто отказывалось принимать нагрянувшие технические перемены. Например, в газете «Казанский биржевой листок» в 1887 году появилась заметка о нескольких жителях западных губерний России, которые после проведения телефона начали страдать «телефонобоязнью». Им казалось, что телефонный аппарат преследует их везде, и кто-то постоянно с ними разговаривает.

Интересно, что в татарской литературе и публицистике начала XX века нет наблюдений по поводу реакции людей на новшество. Лишь в романе Ризаэтдина Фахретдина, опубликованном в 1898 году, приводится телефонный диалог двух влюбленных.

В мемуарах первой татарской актрисы Сахипджамал Гиззатуллиной-Волжской содержится небольшой эпизод о том, как артисты труппы «Сайяр» нередко разыгрывали её по телефону, меняя голос. К тому времени телефоны уже встречались гораздо чаще. Например, и в Оренбургском магометанском духовном собрании (казыи и муллы всегда были на связи!), и в знаменитой мусульманской гостинице купцов Хусаиновых на Нижегородской ярмарке (татарские баи тоже всегда были на связи) и других местах

А что же поэт Габдулла Тукай? Он не отставал от прогресса и …любил декламировать свои стихи по телефону, демонстрируя тем, кто страдал «телефонобоязнью», что «шайтан» — в трубке телефона не сидит.