БОЛЬШОЙ НАРЯД ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА

В разные эпохи парадное облачение представителей российской правящей династии имело свой характерный и соответствующий этой эпохе облик.

Большой наряд царя Михаила Романова

Изготовлено: Венец — Мастерские Московского Кремля, 1627 год, держава — Западная Европа, конец XVI века, скипетр — Западная Европа, около 1600 года.
Материалы: Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех.
Работа: Литьё, чеканка, гравировка, резьба, эмаль, канфарение.     Такое лаконичное описание дано на официальном сайте Оружейной палаты Московского Кремля, где хранится Большой наряд.

После освобождения от польских интервентов русскому государству требовалось много оружия для войска, защищавшего его границы. Кроме того, новому царю — Михаилу Федоровичу Романову — необходимо было восстановить богатство и пышность московского двора. В царских мастерских стали спешно готовить золотую и серебряную утварь, парадное оружие.



Кремлевские ювелиры выполнили для Михаила Федоровича «государев Большой наряд», который включал золотой, украшенный яркой эмалью и драгоценными камнями царский венец, скипетр и державу. «Большой наряд» русский царь назвал только в особо торжественных случаях — во время «парадных выходов» и во время приема иноземных послов.

Золотой чеканный венец «наряда Большой казны» окружен типично русскими прорезными «городками» и ажурными запонами с драгоценными камнями. Их обилие в сочетании с белыми, голубыми, зелеными эмалям создает звучную красочную гамму и узоров.

Держава «Большого наряда» представляет собой золотой шар, разделенный на два равных полушария и увенчанный высоким крестом. Верхнее полушарие в свою очередь разделено на четыре части, в каждую из которых вписано чеканное изображение из жизни библейского царя Давида, символизирующее мудрость правителя.

Его искусно чеканные рельефы оживляются многокрасочной мозаикой.



Скипетр состоит из трех столбиков, соединенных между собой и сплошь покрытых эмалями и драгоценными камнями. Он символизировал мировую ось, был близок магическому жезлу, палице, молнии; скипетр был эмблемой Зевса, а также всех богов, связанных с плодородием.

Эти царские регалии призваны были символизировать богатство и растущее могущество русского государства. А еще для царя Михаила Федоровича был изготовлен саадак — налуч и колчан для стрел, украшенный золотым с эмалью узором. Налуч и колчан сияют яркими красками: среди трав орнамента, вплетаясь в него, сверкают сапфиры, изумруды и рубины. Орнамент легко и свободно покрывает всю поверхность причудливыми завитками и букетами.

В центре всей композиции многоцветной эмалью выполнены геральдические символы русского государства: двуглавый орел, Георгий Победоносец, единорог, грифон и орел.



Саадак был изготовлен сравнительно быстро: работу начали в августе 1627 года, а к ноябрю 1628 года уже закончили. Его создавала большая группа мастеров, в том числе и немецкие ювелиры, служившие в Оружейной палате. И тем не менее эти вещи соответствовали исконно русским вкусам того времени. На изготовление саадака пошло около 3,5 килограмма золота, более 500 алмазов, рубинов, изумрудов и сапфиров. Поверхность саадака была расцвечена ярким эмалевым узором и золотым орнаментом из трав, цветов и букетов, образующих весьма замысловатую композицию.