Башня Сююмбике

Среди гостей Казани очень популярен миф о башне Сююмбике. Это замечательное сооружение можно увидеть в Казанском кремле, башня стала своего рода символом города, наряду с мечетью Кул-Шариф.

Экскурсоводы приводят наивных туристов к высокой башне в самом центре Казанского кремля и начинается душераздирающий рассказ, якобы из реалий далекого XVI столетия. «Башня названа по имени последней казанской царицы Сююмбике. В неё влюбился Иван Грозный. А она так любила своего покойного мужа, казанского хана Сафа-Гирея и не хотела выходить замуж вновь, тем более за русского царя. Поэтому отчаянная татарская женщина, бесконечно преданная своему безвременно ушедшему из жизни супругу, бросилась вниз прямо с этой башни. Как было на самом деле?

Казань, XVI век. Действительно, была такая царица (ханбикэ) по имени Сююмбике (Суюнбике). Был у неё и любимый супруг казанский хан Сафа-Гирей, который умер слишком рано. Молодая женщина осталась вдовой с 2-х летним сыном Утямыш-Гиреем на руках.

На месте башни Сююбмике тогда стояла Ханская мечеть, а рядом хоронили царских особ, т.е. татарских ханов. Еще некоторое время назад там был стеклянный мавзолей. Сделали его в 2005 году, когда археологи нашли кости ханов и решили музеефицировать это место. В 2017 году часть ханских останков все же перезахоронили рядом.

Сююмбике после смерти Сафа-Гирея часто приходила на это место, оплакивать своего супруга. Сюда она пришла и в последний раз, уже перед вынужденным отъездом в 1551 году в город Касимов, в столицу промосковского Касимовского ханства.

Таков был уговор казанской знати (приверженцев промосковской политики) с московским царем. Регентшу Сююмбике вместе с малолетним наследником престола Утямыш-Гиреем решили отправить подальше от Казани ближе к Москве. Они опасались усиления прокрымской партии в Казани при Сююмбике. А это не входило в планы некоторой части татарской знати.

В Касимове Сююмбике была выдана замуж за касимовского хана Шах-Али. А её сына Утямыш-Гирея крестили, он стал Александром Сафагиреевичем. Прожил он совсем мало, скончался в 20-летнем возрасте в Москве. А его мать умерла в Касимове, правда, могила её неизвестна.

Казанское ханство в 1552 году стало частью Московского царства. Примерно в XVII веке на месте бывшей Ханской мечети была построена семиярусная сторожевая башня. Считается, что при строительстве были использованы фрагменты мечети, поэтому в татарском народе  всегда почитало это место, здесь читали молитвы в память о далеких предках. В том числе и о казанской царице Сююмбике.

Постепенно и сторожевую башню стали именовать башней Сююмбике. Причем, прежде всего, русские. Татары еще в XIX веке продолжали называть башню Хан мәчете (Ханская мечеть).

А позднее появился и миф о царице Сююмбике. Но для мусульманки из средних веков такие действия совсем не характерны. Люди той эпохи принимали испытания Всевышнего со свойственным им смирением верующего человека.

И еще немного об этой выдающейся женщине и правительнице…

Сююмбике родилась в семье беклярбека Ногайской Орды Юсуфа на левобережье р. Камы примерно в 1520 году. Автор поэмы «Россияда» (18 в.) Михаил Херасков пишет про нее:

«..Её трепещет трон, и некий дух незримый

От юности ея на Каме чтимой

Сей дух, Перуновым разрушенный огнем…

Преобразился в дым, и вдруг исчез со стоном.

Как ветвь отторжена ударом громовым

Сумбека зрелищем была сим…»

Она была не только красивой, но мудрой и мужественной женщиной, единственная за всю историю Казанского ханства ханбике! Побывав замужем за казанским ханом Еналеем, она вышла замуж за хана Сафа — Гирея. Примерно в 1546 году у нее родился улым Утемиш — Гирей. Существует информация, что до его рождения у нее была еще дочь. Она дружила с великим поэтом Мухамедьяром, кстати тоже из ногайских татар. Народ за ее реформы уважал и называл «крестьянской ханбике (царицей)». А князь Юсупов Николай Борисович младший, имея неограниченный доступ к архивам был уверен, что его далекая родственница Сююмбике была похоронена в Касимове и даже написал такие строки: «Алый шиповник с млечной черемухой осыпают забытую гробницу цветами!».