Алабуга — Елабуга

Многие знают Елабугу как типичный русский город, с яркой купеческой историей. Но он не так прост как кажется и здесь немало другого колорита. Например, татарского. Ведь не зря даже название города имеет татарское происхождение — Алабыга, Алабуга.

Елабуга давно уже отметила свое тысячелетие. Этот город помнит разные времена: и Волжской Болгарии, и Золотой Орды. Об этом свидетельствуют и остатки древнего городища на высоком берегу Камы. Кажется, эти земли до сих пор помнят вихри военных набегов, стук копыт лошадей и звуки татарской сабли.

После открытия мечети мусульманская община Елабуги приобрела официальный статус, до этого верующие вынуждены были для отправления своих духовных треб обращаться в мечети близлежащих татарских деревень. В 60-е годы 19 века в уездном центре проживало более четырёхсот татар-мусульман. В начале ХХ века в Елабуге открылось даже татарское женское училище.

И сегодня на углу улиц Московской и Тукая сохранились татарские дома середины 19-го века. А вот мечеть уже новая. Но азан по-прежнему звучит на берегах Камы, напоминая о скоротечности нашей жизни. Какими же были жители Татарской слободы Елабуги? Об их благотворительных делах и сегодня вспоминают потомки. Например, купцы Ахметшакир Заитов, Мухамет-Валей Альмухаметов, торговец Багаутдин Мратов построили в Елабужском уезде мечети и школы. Помогал разным людям и елабужский купец Гафиатулла Фахрутдинов. Он торговал яблоками и жил на улице Тойминской. Сохранился даже старинный дом, где жил Гафиатулла бай. До революции елабужские татары занимались самыми разными промыслами. Конечно, торговля оставалась той сферой, где они добивались впечатляющих успехов. Вот и обычный елабужский мещанин Ахметша Гайсин, сколотив капитал, в конце 19 века открыл в центре уездного города, на улице Казанской, свою гостиницу. Это был выгодный бизнес, т.к. приезжавшие сюда татары предпочитали останавливаться именно в мусульманских номерах Елабуги. Недалеко от этой гостиницы, на этой же Казанской улице находилась Елабужская женская гимназия. Многие гости города слышали о том, что до революции здесь училась звезда советского кинематографа Марина Ладынина. Но мало кто знает, что в гимназии училась еще одна знаменитость. Звезда дореволюционного татарского театра Ашраф Синяева.
Она была первой профессиональной актрисой татарского театра. Режиссеру Кариеву стоило немалых усилий уговорить актрису перейти на службу из московского театра в труппу «Сайяр». Именно она впервые исполнила роль Галиябану в казанской постановке легендарной пьесы. Жизненный путь Ашраф Синяевой был очень коротким, но её имя осталось в истории татарского театра.

Революция и гражданская война изменили многое в городе. Богатые татары покинули Елабугу. Однако советская власть в Елабужском уезде всё равно не могла игнорировать татарский фактор.

На улице Казанской есть одно здание, почему-то без таблички. Там находилась Мусульманская секция Елабужского уездного исполкома. Это подразделение советского органа власти работало до начала 20-х годов. В это время в Елабуге были организованы татарские учительские курсы, ставились спектакли на татарском языке. Проводилась самая разная работа по пропаганде новой власти среди населения.

В 1925 году оказался в этом городе знаменитый спортсмен, чемпион России по боксу 1915 года Нурмухамет Алимов, более известный как Кара Малай. Война и революция вынудили московского татарина жить и трудиться в разных уголках большой страны. Больше года Нурмухамет Алимов руководил Елабужским кантонным исполкомом. Это здание находится на улице Большой Покровской. В марте 1926 года Кара малай уехал из Елабуги, его перевели на другую ответственную должность.

Меняются времена и люди, а на высоком берегу Камы так и стоит прекрасная Алабуга.
История Елабуги — Алабуги еще ждет своих исследователей.

Материал Лилии Габдрафиковой. Оригинал https://zen.yandex.ru/media/liliyagabdrafikova/tatary-elabugi-60e5aa51573ea63fd7e22a17