Верность данному слову…

Аманат – верность данному слову – является признаком богобоязненности человека. Это качество очень важно для того, чтобы в обществе развивались нормальные взаимоотношения, не испорченные обманом, фальшью, вероломством и предательством.

Аманат не ограничивается лишь одним смысловым значением, а имеет богатую терминологическую трактовку. Аманат – это выполнение обещания, исполнение договоров, преданность дружбе и признательность.

Имея такой широкий спектр смысловых значений, а вместе с этим неся в себе значение «добродетель», это качество не могло обойти стороной религию Ислам, которая, несомненно, концентрирует в себе все благородные качества.

Пророк Мухаммад мир ему и благословение Аллаха, который обладал всеми похвальными качествами и самым благородным нравом, обладал и этим высоким качеством.

Ещё до ниспослания пророческой миссии, во времена джахилии он был известен верностью данному слову и даже получил прозвище Ас-Садик Аль-Амин (Правдивый и Верный).

Из-за неколебимой честности Мухаммада мир ему и благословение Аллаха курайшиты безмерно доверяли ему и оставляли у него на хранение свои самые ценные вещи. Даже находясь во вражеских отношениях с Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха его противники не нашли в Мекке другого человека, на которого могли бы положиться, чтобы оставить свои вещи на хранение.

Когда Пророк мир ему и благословение Аллаха уходил из Мекки в Медину, он поручил своему двоюродному брату Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) вернуть владельцам оставленное у него на хранение имущество мекканцев.

От Абдуррахмана ибн Увайма ибн Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) вышел из Мекки, а Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) остался в Мекке ещё на трое суток, пока не вернул хозяевам вещи, оставленные людьми на хранение у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Закончив это дело, он отправился вслед за Посланником Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)». (Байхаки, «Ас-Сунан аль-кубра»)

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха оставив ‘Али на трое суток в Мекке, вернул оставленные на хранение вещи людям, которые враждовали с ним и пытались его убить. Точно так же Посланник Аллаха вернул ключи от Каабы Усману ибн Тальхе, у которого взял их в день взятия Мекки.

От Ибн Джурайджа (да будет доволен им Аллах) передаётся: 

«Этот аят (58 аят суры ан-Ниса) был ниспослан по поводу Усмана ибн Тальхи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в день завоевания Мекки забрал у него ключи от Каабы, а затем зашёл туда. Когда же он выходил из Каабы, он читал этот аят: «Поистине, Аллах повелевает вам (о те, кто уверовал) возвращать доверенное имущество его владельцам«. (сура ан-Ниса: 58) Затем он позвал Усмана ибн Абу Тальху и вернул ему ключи». (Ибн Джарир)

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда показывал пример того, как хранить верность данному слову, а также призывал к этому своих последователей и побуждал их возвращать владельцу то, что было доверено или дано на хранение, и всегда быть верными данному слову.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

«Верни доверенное (аманат) тому, кто тебе доверил его, и не поступай вероломно в отношении того, кто поступил с тобой вероломно». (Абу Дауд; Тирмизи)

Аманат является обязательным для каждого благонравного мусульманина качеством, ведь отсутствие аманата считается одним из верных признаков лицемерия.

От Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре качества, а в том, кому присуще одно из них, будет присутствовать признак лицемерия, пока он не избавится от него. Этими качествами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает о чём-либо; поступает вероломно, когда договаривается; и преступает границы дозволенного, когда враждует с кем-либо». (Бухари; Муслим,)

Если люди не будут хранить верность данному слову и потеряют доверие друг к другу, это возымеет пагубное влияние на всё общество. Это также является одним из признаков приближения.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда будет нарушен аманат, ожидайте конца Света«. Его спросили: «А как будет нарушен аманат?«. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Когда дела будут возложены на тех, кто не достоин (неспособен) их вершить, ожидайте конца света«». (Бухари,)

В последнее время аманат, к великому сожалению, стал редким явлением даже среди мусульман. Если во времена Пророка мир ему и благословение Аллаха и праведных предшественников отсутствие аманата у верующего вызывало удивление и порицание, то в наше время наличие этого качества у человека вызывает изумление у людей, а иногда может даже вызвать осуждение и порицание окружающих, а в некоторых случаях воспримется как слабость.

Для современных мусульман аманат потерял свой статус и для многих является лишь пустой формальностью, поэтому нашему обществу постоянно приходится сталкиваться с обманом, фальшью, вероломством и предательством.

Если наличие аманата – показатель веры мусульманина, то его отсутствие – признак её падения. Не зря Пророк Мухаммад мир ему и благословение Аллаха, перечисляя признаки лицемера, упомянул и нарушение данного слова.

Аманатом также является и то, чем даровал нас Аллах Всевышний

Пророк Мухаммад мир ему и благословение Аллаха: «В Судный День раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о своей жизни: как он её провёл; и о знании его: на что он его использовал; и о его имуществе: как он приобрёл его и на что потратил; и о теле его: как он его использовал» (Тирмизи)

Пророк Мухаммад мир ему и благословение Аллаха говорил: «Используй 5 вещей, пока другие 5 не настигли: молодость, пока не настигла старость; здоровье, пока не настигла болезнь; богатство, пока не настигла бедность; свободное время до прихода занятости; время, в котором ты живёшь, пока не пришла смерть». (Байхаки)

 «И вот возвестил Господь ваш: «Если вы будете благодарны за дарованные Мной блага, то Я непременно умножу эти блага. А если будете проявлять неблагодарность… Поистине, наказание Моё велико»». (сура Ибрахим: 7)