Традиции татарской благотворительности. Мусульманские госпитали Первой мировой

Первая мировая война стала настоящим испытанием для всех народов России. В годы войны для раненых и больных солдат катастрофически не хватало оборудованных больничных заведений. Поэтому в массовом порядке предприятия, общины, отдельные предприниматели-благотворители начали организовывать собственные госпитали. Традиции благотворительности свойственны татарскому народу издревле. Поэтому в годы Первой мировой татары, которые в это время проживали в разных уголках империи, не остались в стороне. Лазареты, открытые ими, назывались тогда Мусульманскими госпиталями.

Ежедневно в российский тыл прибывали поезда и пароходы с ранеными. Например, в некоторые дни в Казань привозили более 400 военных, нуждавшихся в медицинской помощи.

В Казанской губернии власти должны были организовать госпитали на 9000 коек, причем только в Казани − медицинские учреждения на 4 500 коек. Госпитали работали в разных районах Казани, в том числе в Кремле (Лазарет военного ведомства). Открывали свои госпитали коммерческие предприятия (например, Торгово-промышленное общество Алафузовых, завод Крестовниковых), общественные объединения.

Татарская общественность Казани тоже с первых месяцев войны приняла решение об организации мусульманского госпиталя. До этого мусульманская община имела лишь скромный опыт организации собственных амбулаторий и родильного отделения для мусульманок при городских больницах.

Госпиталь планировали устроить на 50 кроватей, но в итоге число коек довели до 75. На его годовое содержание со всем необходимым оборудованием требовалось более 18 тысяч рублей, без учета стоимости аренды помещения. Госпиталь разместили в здании, принадлежавшем доме купцу Галикееву на улице Московской. Примечательно, что сразу же после объявления о необходимости организации мусульманского госпиталя было собрано почти восемь тысяч рублей.

В хозяйственном комитете состояли врач Абубекир Терегулов, адвокат Саидгарей Алкин, общественный деятель Садри Максуди и другие просвещенные люди.

Сбором пожертвований на нужды госпиталя занимались в основном купцы и муллы: С.Галикеев, А.Ишмуратов, С.Аитов, И.Утямышев, Г.Галеев, С.Мусин, Г.Мук­минов, С.Хасанов, М.Каримов, Б.Апанаев, А.В.Юнусов, А.Иштиряков, Г.Сайфуллин, Г.Шараф, Г.Максудов, С.Иманкулов. Медикаменты закупали женщины-врачи С.Агиева, М.Девлет-Кильдеева.

Мусульманский лазарет в Казани открылся 2 ноября 1914 года, в церемонии открытия присутствовали губернатор, городской голова, военные начальники. Каждое новое медицинское учреждение было на вес золота.

С торжественной речью на татарском и русском языках выступили Галимджан Баруди, Саидгарей Алкин, Садри Максуди. Почетные гости оценили удобство и просторность помещения. К слову, число кроватей в итоге было доведено до 60. Заведовал больницей Абубекир Терегулов, а вторым врачом была Суфия Агиева (сестра писателя Гафура Кулахметова).

Содержание госпиталя требовало больших финансовых затрат: помимо покупки инвентаря, лекарства и пищи для раненых, надо было платить жалованье служащим, оплачивать отопление помещения. Все расходы оплачивались исключительно из пожертвований. Уже в апреле 1915 года, члены мусульманского госпитального комитета в Казани приняли решение об увеличении числа коек до 75.

Конечно, солдаты-мусульмане не могли разместиться лишь в одном Мусульманском госпитале Казани. Их было слишком много. Они были разбросаны по всем городским лазаретам. Раненые нуждались не только в медицинском уходе, но и в моральной поддержке.

Поэтому мулла 5-й соборной мечети Казани Галимджан Баруди выс­тупил с предложением о необходимости посещения в городских госпиталях раненых и больных солдат мусульманскими священнослужителями для религиозных бесед. Однако Казанская городская управа разрешила посещение единоверцев не всем муллам, правом проведения духовных бесед с ранеными были наделены лишь несколько ахунов.

В отличие от казанских лазаретов, порядок работы московских госпиталей был немного другим. По инициативе Московского мусульманского благотворительного общества, после получения специального разрешения, солдат-мусульман в госпиталях посещали студенты-татары.

Татарские студенты помогали мусульманским раненым писать и читать письма, приносили им книги и газеты на татарском языке. Более того некоторых больных в сопровождении студентов отпускали даже в мечеть, на торжественный молебен во время Курбан-байрама.

Вот что об этом писал студент, будущий ученый Гали Рахим:

«В день праздника на лицах, стоявших у дверей мечети солдат сиял луч радости. Постарались побывать в Божьем храме даже такие, которые лишь с трудом могут передвигаться на костылях. После богослужения благодетельные мусульмане москвичи уводили по нескольку человек раненых к себе и угощали их праздничным чаем или обедом».

Аналогичную активность проявляла в это время и мусульманская учащаяся молодежь в Петрограде. Они не только приносили газеты и журналы, но и помогали одеждой, деньгами. Старались помочь с дорожными расходами и тем солдатам, которые после госпиталя из-за неудовлетворительного состояния здоровья отправлялись домой.

Мусульманские госпитали в это время появились и в других городах. Например, в Уфе купец Абдулатиф Хакимов передал свой дом на Бекетовской улице под лазарет на 37 коек. Помогала ему в этом и другие татарские купцы города. Но лишь на свои личные средства Абдулатиф-бай оборудовал в этом госпитале 20 коек.

Абдулатиф Хакимов был родом из известной деревни Тюнтер (совр. Балтасинский район Республики Татарстан), именно он построил в Уфе еще до войны прекрасную Хакимовскую мечеть с двумя минаретами. А рядом открыл медресе «Хакимия».

В Оренбурге Мусульманский лазарет с осени 1914 года функционировал в здании медресе «Хусаиния». В этом городе основными благотворителями были татарские купцы Хусаиновы, промышленники Рамиевы и другие.

Летом 1915 года степной мусульманский лазарет появился недалеко от города Уральска. Кочевой госпиталь был рассчитан на 20 мест. Больные помещались в войлочных кибитках, расположенных кругом. В середине круга была устроена деревянная столовая. Одним из главных жертвователей стал купец г.Уральска Фатых Шарифов.

Трагедия Первой мировой войны коснулась очень многих, и каждый человек старался принять посильное участие в благотворительной помощи воинам и их семьям.