Садри Максуди

В декабре 2016 года в Казани  в парке «Стамбул» на пересечении улиц Чистопольской и Абсалямова установили памятник юристу и общественно-политическому деятелю Садри Максуди. Известно, что он родился в Высокогорском районе Татарстана, учился в казанском медресе и Парижском университете, был депутатом Государственной Думы от Казанской губернии, после революции эмигрировал сначала в Финляндию, а потом в Турцию,

Садри Максуди (1878—1957) считается интеллектуальным мостом между татарским и турецким народами. Он один из самых активных и авторитетных участников значительных событий и преобразований в мусульманском и турецком обществах. Татарский деятель добился больших успехов и в академических, и в политических сферах, а также оставил после себя обширное научное наследие.

Садретдин Низаметдин оглу/улы Максудов (именно так его полностью зовут) родился в 1878 году в деревне Ташсу Казанской губернии (ныне Высокогорский район). Отец Садри Максуди Низаметдин являлся муллой деревни Ташсу, мать Мафтуха ханум была уважаемой женщиной — абыстай. В семье Низаметдина муллы было пятеро детей, самый старший сын Ахметхади, затем Салахутдин, сестры Меншуре, Масфуфу и самый младший — Садри.

Жизненный путь Максуди условно можно разделить на два основных этапа. Первый из них можно охарактеризовать как образовательный и общественно-политический, то есть, становление его как общественного деятеля и политика. Этот этап продлился вплоть до его эмиграции из большевистской России. С 1918 года начинается второй этап его биографии. Будучи оторванным от родины, Максуди занялся исследованиями тюркской истории, преподавал в Сорбоннском университете, затем с семьей переехал в Турецкую Республику. До самой смерти он трудился во благо новой республики и написал большое количество научных и публицистических работ, произведений, касающихся языкознания, тюркской истории, политики и нации.
Правозащитник и депутат Госдумы

Начальное образование С. Максуди получает у отца в медресе, затем учится в Апанаевском медресе, где преподает его брат Ахметхади Максуди. В 1893 году Садри с братом Ахметхади едет в Крым получать образование в медресе «Зынджырлы». Здесь он знакомится с Исмаилом Гаспринским, и эта встреча становится судьбоносной для молодого Максуди. Он перенимает у Гаспринского идеи о тюркском единстве и до конца своей жизни считает Исмаила Гаспринского своим духовным отцом. Именно по совету своего наставника Максуди едет в Турцию, а затем в Париж поступать в Сорбоннский университет. 1902—1906 годы ознаменовываются учебой в Сорбонне на юридическом факультете. Во время учебы он тесно общается с Юсуфом Акчурой, вместе они посещают занятия по истории, философии, слушают лекции Габриеля Тарда, Д. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля и др. Именно в Париже формируются общественно-политические взгляды Максуди, близким для него идейным течением становится либерализм.

В 1906 году Максуди возвращается на родину дипломированным юристом. Сразу после возвращения по приглашению Ю. Акчуры и И. Гаспринского участвует на III съезде партии «Мөселман иттифакы» («Союз мусульман») в Нижнем Новгороде, который проходит 16—20 августа. Он избирается в руководство данной партии, а также его кандидатура — как представителя партии «Мөселман иттифакы» — выдвигается во II Государственную думу Российской империи. С 1907 по 1912 годы С. Максуди является депутатом II и III Государственной думы. Во II Думе он становится членом президиума, в III Думе избирается секретарем мусульманской фракции. В течение своей работы в Государственной думе депутат выступает за права всех мусульман, проживающих на территории Российской империи. Он затрагивает проблемы национального прогресса и пути борьбы за независимость. Его речи, выступления, доклады всегда публикуются в татарских периодических изданиях и вызывают бурную реакцию со стороны татарской интеллигенции.

По мнению Садри Максуди, сохранив культуру, язык, религию, татары смогут сохранить свою нацию и идентичность и развиваться в экономическом плане наравне с русским народом. В одной из своих речей с трибуны Думы он высказывается о сохранении нации через образование. «Что касается нас, татар, находящихся в центре России, несмотря на непрерывное воздействие русских миссионеров, мы сумели сохранить свою нацию. Это стало возможным благодаря существованию в наших махаллях школ… Первейшей задачей мусульман является сохранение родного языка и религии. Фундамент нации — его язык. Если родной язык не будет изучаться в начальной школе, если язык нации не будет преподаваться детям этой нации даже в самых маленьких школах, без сомнения, эта нация постепенно исчезнет… Однако только эти школы не обеспечат существование нашей нации, если в средних и высших учебных заведениях наш язык будет изучаться — мы сохранимся, если не будет — постепенно исчезнем». Девизом становятся его слова: «Мы были, мы есть, мы будем».

В IV Государственную думу кандидатура Максуди не проходит из-за сфабрикованных данных о его имущественном цензе. Далее политик занимается адвокатской практикой.


Политический конфликт с большевиками и эмиграция

 

В 1910 году известный богослов и татарский деятель Муса Бигиев знакомит своего друга Садри Максуди с дочерью знаменитого татарского золотопромышленника Шакира Рамиева Камилей. В том же году состоится их свадьба, и вскоре рождаются дочери Адиле и Наиля. Адиле Айда становится первой женщиной-дипломатом Турции, является автором книг по древней истории тюркских народов. Дочери Адиле Айда: Гонул Пултар — доктор филологии, возглавляет Всемирную Лигу татар, Гульнур Учок работает в экономической сфере.

Активная политическая деятельность Максуди продолжается после Февральской революции в 1917 году. Он является одним из организаторов и участников I и II Всероссийских мусульманских съездов. На I съезде Максуди выступает с речью в защиту образования национально-культурной автономии мусульман России. Садри Максуди становится лидером унитаристов. На базе либерализма он принимает унитарную форму государства, в котором видит развитие и сохранение языка, религии, культуры в рамках национально-культурной автономии мусульман.

В конце 1917 года татарский деятель становится председателем Национального собрания; в 1918 году провозглашается штат «Идел-Урал», председателем которого избирается Садри Максуди. Однако правительство большевиков не принимает этот орган и запрещает его деятельность. В результате многие татарские деятели были арестованы или вынуждены были эмигрировать.

Из-за преследований со стороны большевистской власти в 1918 г. Максуди эмигрирует в Финляндию, в 1919 году едет в Швецию. В Стокгольме встречается с Ю. Акчурой — в архивных данных хранится их фотография, сделанная в этом же городе. Получив транзитную немецкую и въездную французскую визу, Максуди отправляется в Париж.
В 1922 году через своих турецких и татарских друзей он связывается со своей женой и с помощью своих знакомых добивается того, что семью Максуди вывозят в Финляндию. Оттуда они едут в Германию. По причине высокой инфляции после Первой мировой войны жизнь в этой стране была сравнительно дешевой для приехавших из-за рубежа людей, у которых сохранились средства. В Берлине Максуди работает в библиотеках, изучает архивные материалы, касающиеся истории древних тюрков. Закончив все свои дела, он с семьей в 1923 году переезжает во Францию и 4 декабря приступает к работе в Сорбоннском университете, где читает лекции по истории тюркских народов.

В 1924 году на конгрессе общества «Türk Ocağı» («Тюркский очаг»), проходившем в апреле в Анкаре, Садри Максуди знакомится с первым президентом Турции Мустафой Кемалем, который лично приглашает его работать на благо новой республики, также складываются хорошие отношения с Хамдуллой Супхи (в 1925 году министр просвещения Турции). Супхи ходатайствует перед Советом министров Турции о вручении Садри Максуди и его семье турецкого гражданства заочно. Оставив свою налаженную жизнь в Париже, преподавательскую деятельность в Сорбонне, татарский деятель в конце июня 1925 года переезжает из Франции в Стамбул. В Турции он живет и работает до конца своей жизни.

«Турецкое государство нуждалось в современных законах»

С момента провозглашения республиканского правления Турецкого государства буквально во всех сферах были осуществлены принципиальные изменения. Для становления новой Турецкой Республики, для создания государства нового типа, для претворения в жизнь своих преобразований Ататюрку нужны были по-европейски образованные люди. В этот период в Турцию были приглашены иностранные специалисты, среди которых был и Садри Максуди. С 1925 года политик участвует в культурной и общественной жизни, принимает активное участие во всех реформах новой Турецкой Республики. Ататюрк приближает к себе Максуди как идеолога национально-освободительного движения турецкого народа, как идеолога туркизма. В новых условиях, в рамках унитарного государства он был единомышленником Юсуфа Акчуры и Ататюрка. Вся плеяда деятелей видела развитие Турецкой Республики на национальных ценностях. Национальное государство строится на турецких этнических ценностях. Понятие «национализм» понимается как патриотизм и любовь к своей нации.

Развивающееся Турецкое государство нуждалось в современных законах, в новой конституции, Садри Максуди активно включился в создание законодательных норм, которые заимствовались из правовых систем Швейцарии, Франции и других европейских стран. Для стабильности государственной власти необходима была правовая система, поэтому ученый пишет серию трудов по философии права, по истории тюркского права. Сразу после приезда он назначается преподавателем в открывшейся Анкарской юридической школе. Преподает историю тюркского права, философию права, является профессором Анкарского (1925—1943) и Стамбульского (1943—1955) университетов.

Труды Садри Максуди «Лекции по истории тюркского права» («Türk Hukuk Tarihi Dersleri», 1928), «Общие основы права» («Hukukun Umumi Esasları», 1937), «Философия права» («Hukukun Pozitif Felsefesi», 1937), «Общая история права» («Umumi Hukuk tarihi», 1941), «История философии права» («Hukuk Felsefesi Tarihi», 1946) говорят об оригинальности, глубоком уме, знании истории тюрков.

Реформа языка

Крупным событием в жизни Турции в начале деятельности правительства Мустафы Кемаля является реформа турецкого языка. В 1928 году в Турецкой Республике официально была принята латиница вместо ранее использовавшейся арабской письменности. В русле этих изменений Максуди публикует серию статей «Lisan ıslahı meselesi» («Проблема реформы языка») в газете «Миллият» («Milliyet»), основанных на его исследованиях в Европе. В 1930 году выходит его объемный труд «Для турецкого языка» («Türk dili için»). Над ним ученый начал работать, будучи в Европе, а закончил уже в Турции. Главной мыслью данной книги было доказательство неизбежности создания современного литературного турецкого языка. Вводное слово к книге, датируемое 2.09.1930, пишет сам Ататюрк. Кропотливая работа татарского ученого С. Максуди в области языкознания основывалась на опыте тюркских языков.

Садри Максуди упорно доказывал, что древние тюрки обладали развитой терминологией в области государственного правления, скотоводства, земледелия. Выступая в защиту принятия латинского алфавита, за очистку турецкого языка от иностранных и арабо-персидских слов, он в целом предлагал опираться на языки тюркских народов. Языковая комиссия, которая работала над переходом на латинский алфавит, была не по душе Максуди. Он отклоняет предложение премьер-министра Исмета Иненю стать членом этой комиссии. Адиле Айда (его дочь) объясняет это тем, что Максуди не хотел участвовать в ошибках, которые может наделать некомпетентная комиссия, и не хотел брать на себя ответственность.

Садри Максуди занимался историей, правом и языком не только потому, что эти вопросы представляли для него интерес, а потому, что они являлись факторами создания новой турецкой нации.
Народный избранник и дипломат

Татарский деятель на своей новой родине до конца жизни занимается политическими и общественными делами. Он трижды избирается в Великое Турецкое Народное Собрание (ВНСТ). В 1931 году Максуди был избран в парламент как представитель Народно-республиканской партии (CHP) от провинции Шебинкарахисар, которую представлял до 1934 года. В Турецкой Республике во взглядах деятеля основной упор переходит на идею национального государства. Развитие турецкого национального государства становится главной стратегической линией его работы. Отсюда берет начало его упор на исследования тюркской истории, права и турецкого языка. Во всех своих высказываниях Максуди отмечает, что суверенитет, свобода и права человека — главные принципы построения государства.

В феврале 1935 года Садри Максуди был избран на следующий срок в ВНСТ от провинции Гиресун, так как Шебинкарахисар становится частью провинции Гиресун. Второй период деятельности в парламенте (1935—1939) Садри Максуди Арсал посвящает вопросам внешней политики Турции. В 1936 году он в составе делегации ВНСТ едет в Лондон и в Глазго, а в 1937 году посещает Чехословакию. Максуди был членом турецкой делегации на ассамблее Лиги Наций, проходившей в Лондоне в 1936 году, а также в Бреслау в 1937 году, где турецкая делегация принимала участие в обсуждениях и переговорах.

С 1950 по 1954 годы Максуди избирается депутатом в Национальное Собрание от города Анкары как представитель Демократической партии.

В Турции к концу своей политической карьеры он придерживался принципов демократии, был одним из лучших ораторов своего времени, принимал участие в работе Лиги наций, а также в важных мероприятиях внутри Турецкой Республики.
После несчастного случая

В 1953 году с 74-летним Максуди происходит несчастный случай — его сбивает машина. После этого он не выставляет свою кандидатуру на выборах. Тяжелым ударом для него становится смерть его друга, земляка Гаяза Исхаки. Перед смертью Исхаки попросил похоронить его в Стамбуле и передать Садри Максуди посеребренную трость, подаренную ему в Японии казанскими татарами.

После блистательной работы в парламенте Турции уже пожилой Максуди оставляет политическую карьеру и занимается написанием главного труда всей своей жизни. В 1955 году выходит его книга «Milliyet duygusunun sosyolojik esasları» («Социологические основы национального самосознания»). Этот объемный философский труд Максуди считается одной из лучших его работ, где автор размышляет о нации, о национализме. После смерти ученого данная работа переиздается еще два раза — в 1957 и в 1974 годах.

Научная, педагогическая и общественная деятельность Садретдина Низаметдина оглу/улы Максуди Арсала в Турции приходится на время правления Мустафы Кемаля Ататюрка (1923—1938), Исмета Иненю (1938—1950) и Махмуда Джеляля Баяра (1950—1960). Самая плодотворная активность Максуди приходится на правление Ататюрка. Татарский деятель уважал первого президента за его национальные идеи, за возглавляемое им освободительное движение, и после приезда в новую республику ученый начинает кропотливую работу во благо расцвета и развития Турции, так как считал татар и турков близкими по духу, религии и общетюркской истории. Мустафа Кемаль приближает к себе из татар Юсуфа Акчуру и Садри Максуди. Эти два друга считаются советниками Ататюрка в его преобразованиях. Президент приглашает их к себе в резиденцию — дворец Чанкая — на вечерние застолья, на которых не столько велись беседы, сколько решались важные внутренние и внешние политические дела республики. В 1955 году Институтом истории турецкой революции издается книга под названием «Дежурная тетрадь Ататюрка». Согласно этой книге, Максуди был приглашаем на такие застолья до 1937 года. В 1937 году, с 13 марта по 23 ноября, он восемь раз посетил резиденцию, то есть, до случая с «Денизбанком» (Denizbank, того самого, который сейчас входит в группу Сбербанка).
Разногласия с Кемалем

Первая размолвка между Максуди с Ататюрком произошла еще в 1935 году по поводу теории Солнце-Язык. Согласно этой концепции, все языки произошли от турецкого языка. Максуди не поддержал эту теорию, несмотря на то, что она была одобрена самим Ататюрком.

Второй случай связан с названием банка. Несмотря на свою успешную общественную, политическую, научную карьеру, в 1937 году Максуди становится предметом критики политиков и прессы только из-за того, что посмел возразить Ататюрку, а именно: он заявил, что название, данное Ататюрком банку, — «Denizbank» («Денизбанк»), не соответствует турецкой грамматике, поскольку в турецком языке нет слова «банк», любое образование с этим словом будет чужеродным. Он предложил утвердить название для нового банка в форме «Deniz Bankası» («Дениз банк»). После этого высказывания Садри Максуди обвиняется в невежестве, отстраняется от преподавательской деятельности в университете. Но, как пишет в книге А. Айда, Ататюрк не одобрил такую критику в адрес Максуди и запретил дальнейшие нападки. Таким образом, данный случай показывает сильный характер и прямоту С. Максуди.

Необходимо отметить, что среди татар, эмигрировавших после Октябрьской революции 1917 года, Садри Максуди — один из деятелей, который смог добиться столь высоких достижений: профессор, советник президента, член парламента, кандидат в президенты республики. Он достиг высоких званий, был членом Исторической комиссии, трижды избирался в парламент Турции, являлся одним из действующих лиц в Лиге наций, его кандидатура была в списке кандидатов в президенты Турции в 1950 году. Это говорит о глубоких знаниях, терпимости, старании, а также о том, что Садри Максуди был искренним сторонником корпоративной природы Турецкого государства.

Многие задаются вопросом, что сделал Садри Максуди в Турции для татар? Ответом служит то, что в Турецкой Республике он занимался работой по улучшению турецкого языкознания, работал в парламенте по внутри- и внешнеполитическим вопросам страны. Однако, несмотря на все это, он писал труды, касающиеся всей тюркской истории, тюркского права.

Он, выходец из татарской деревни, позднее эмигрант, нашедший свое место на новой родине и ставший советником, человеком из ближайшего круга Ататюрка, принимавший участие в важных реформах республики, заслуживает поистине глубокого уважения со стороны как турецкого, так и татарского народа.

Садри Максуди умер в 1957 году в Стамбуле. Одна из улиц этого города носит его имя.