Председатель МРОМ города Киселевска Салават Кучумов считает, что могила последнего сибирского хана находится в Крапивинском районе

Председатель МРОМ города Киселевска Кемеровской области Салават Лабибович  Кучумов известен как краевед и исследователь истории региона. По светской специальности он инженер-строитель. Религиозное образование — медресе «Мухаммадия» и РИИ.

История и краеведение – его увлечение, которому посвящается немало времени. Салават Кучумов —  автор книги «Ислам в Кемеровской области». Этот труд издан в 2017 году. В книге представлено уникальное исследование по истории ислама  и жизни мусульман  в Кемеровской области.    На основании  архивных и  документальных источников, воспоминаний  жителей региона и собственных изысканий    прослежено становление    и  развитие  ислама  на  территории Кемеровской области от  истоков до современности.

Исследования Салавата Лабибовича Кучумова затронули  и биографию последнего сибирского хана чингизида Кучума.  Осенью этого года Салават Кучумов и его соратник — археолог, создатель и хранитель Татарского  историко-культурного  музея «Ватан» Закир Гареев продолжили изыскания в этой области. Они посетили окрестности поселка городского типа Зеленогорский в Крапивинском районе Кемеровской области, где по версии краеведа может находиться захоронение последнего правителя Сибири.

«Мы тесно сотрудничаем с Крапивинским краеведческим музеем. Здесь находятся интересные документы и артефакты, рассказывающие об эпохе Кучума. Среди жителей Крапивинского района бытуют легенды о хане Кучуме, передающиеся изустно. Работники Крапивинского краеведческого музея рассказывают эти  легендарные истории  посетителям. Если верить этим преданиям – после Ирменского сражения в августе 1598 года хан со своим ближайшим окружением отправился  вниз по течению реки Оби, где впадает Томь. Затем они поднялись вверх по течению Томи и остановились в районе современного Крапивинского района, где проживали тюркские племена тюльберы (ныне исчезнувшие). Здесь  хан Кучум заболел и умер. Нам эта версия представляется весьма правдоподобной» — рассказал исследователь. Он напомнил, что достоверность этих легенд  подтверждает то, что в 1957 году о хане Кучуме как о своём предке по женской линии поведал житель села Поперечное Крапивинского района Кузбасса – Терентий Ермолаевич Смердин. В 1957 году, на 97 году жизни – в период «хрущевской оттепели» —  он рассказал ученикам историко-краеведческого кружка Крапивинской средней школы о том, что Смердины — потомки хана Кучума в четвертом поколении по материнской линии. Терентий Ермолаевич слышал это от своей матери и бабушки, а бабушке рассказывала её мать – татарка из рода Кучума» — рассказал Салават Кучумов.

По словам исследователя в Кемеровской области немало татарских мусульманских краеведов, для которых большой интерес представляет история становления ислама в регионе и события с этим связанные: «Мы работаем на ниве исламского просвещения, стремимся воссоздать историю ислама в регионе в событиях и персоналиях, чтобы рассказать об этом всем, кому это небезразлично».

Нина Зотова