Первые татарские художники

8 декабря отмечался Международный день художника. Эту дату придумала Международная Ассоциация «Искусство народов мира». Если вспоминать первых профессионалов-художников из татар, то на рубеже XIX–XX вв. учились в разных художественных училищах Мирзажан Байкеев, Касим Девлеткильдеев, Хадича Акчурина и другие.

Мирзаҗан Байкеев (1868-1941), уроженец татарской деревни Байкеево Пензенской губернии (совр. Краснослободской район Мордовии). Учился в мектебе в родной деревне. В 17-летнем возрасте в поисках заработка приехал в Санкт-Петербург, устроился мальчиком (слугой) в мастерскую художника-скульптора М.А. Чижова. Мастер заметил художественные способности Мирзажана и устроил его в Училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, основанной в 1876 году на пожертвования барона Штиглица.

После окончания училища в 1893 г., Мирзажан Байкеев работал скульптором-реставратором в Екатерининском дворце в Царском селе, позднее – в Эрмитаже. М.Байкеев является автором бюстов Ш.Марджани, Г.Тукая, И.Гаспринского, Ф.Амирхана. В 1928 г. в Эрмитаже прошло чествование 35-летней трудовой деятельности М. Байкеева.

Отношение к единичным художникам в татарском обществе до 1917 года было неоднозначным. Деятельность скульптора М.Байкеева в 1890-е гг. осуждалась Петербургской мусульманской общиной, единоверцы называли его даже «тәре ясаучы» (делающий крест). Как признавался сам скульптор в частной беседе с Баки Урманче, однажды он даже обратился к богослову Мусе Бигееву, чтобы он дал фетву по поводу его художественной деятельности и снял с него клеймо «тәре ясаучы». Судя по всему, М.Байкеев болезненно воспринимал критику общины.

Хадича Акчурина, родилась в 1893 г. в семье механика Мубина Акчурина, работавшего на суконной фабрике в Старотимошкино Симбирской губернии (совр. Барышский район Ульяновской области). Училась в Симбирской женской гимназии. В 1913 г. уехала в Москву, поступила в Строгановскую школу изобразительных искусств.

В этот период публиковала свои рисунки в казанских журналах «Аң» и «Ак юл». Но в 1914 г. Х.Акчурина ушла добровольно на фронт, став сестрой милосердия. Она пропала без вести на Кавказском фронте.

Касим Девлеткильдеев родился в татарской деревне Кугуль Уфимского уезда той же губернии (ныне это Благоварский район Башкортостана) в 1887 году. Он был из обедневшей дворянской семьи, из рода татарских мурз. Рано лишился отца, поэтому переехали в Уфу.

Но Девлеткильдеевы стремились дать детям хорошее образование, не сторонилась русских учебных заведений, в отличие от большинства татар той поры. Старшая сестра Касима — Фатима окончила гимназию и работала учительницей̆ в Казани. А Касим Девлеткильдеев учился в знаменитом Училище барона Штиглица в Петербурге. Там же учился и М.Байкеев.

Касим Девлеткильдеев стал основоположником изобразительного искусства Советской Башкирии. Является автором знаменитых работ «Башкир-охотник», «Девочка-башкирка в голубом» и др.

Самая знаменитая картина К.Девлеткильдеева «Девочка-башкирка в голубом». 1928 г.

Прототипами для этих картин выступили башкиры-жители Тамьян-Катайского кантона (совр. Белорецкий район РБ). Творческая экспедиция в настоящие башкирские края художника-татарина состоялась в 1928 году.

Очень дружил Касим Девлеткильдеев с другим татарским художником Баки Урманче. Они познакомились в 1923 году. Баки Урманче впечатлила этнографичность в работах старшего товарища. Объединяла их и общая любовь к природе Урала. Касим Девлеткильдеев и Баки Урманче старались поддерживать друг друга в самое зловещее время. В 1939-1940 годах вместе оформляли павильон Башкирии на ВДНХ. Лишь ранняя смерть Касима Девлекильдеева от чахотки в 1947 году прервала дружбу двух татарских художников.