О попытках возрождения национального образования в советском Татарстане

Сохранение родного языка – одна из важнейших задач в наши дни. Почему мы забываем родной язык? Как это случилось? Началось это —   «не сегодня». О проблемах сохранения родного языка передовые представители татарской и русской интеллигенции  говорили во все времена, в том числе и в 50-60 годы прошлого века – времена советские.

В 1950-е годы сфера применения татарского языка стремительно сужалась, особенно в столице Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. В городах средством общения все чаще становился русский язык. В этих условиях неуклонно снижался авторитет национальных школ. В ТАССР был отменен государственный экзамен на аттестат зрелости по татарскому языку и литературе, ликвидированы коренизированные группы в средних специальных учебных заведениях. Видя бесперспективность совершенного знания родного языка, все большее количество родителей-татар стремилось отдать своего ребенка в русскую школу, либо в русский класс. В районах, населенных татарами, где не было русских школ, но было небольшое количество русских детей, создавались параллельные классы, в которых преподавание велось на русском языке. В эти же классы «безо всякого на то основания» принималось большое количество детей татар. В результате в русских классах обычно обучалось 1-5 русских детей и 20-30 детей татар. Причем обучение в русских классах татарских школ часто велось на очень низком уровне, поскольку сами учителя плохо владели русским языком, а ученики иногда не знали по-русски ни слова.

В конце 1950-х гг. в республике среди студентов татары составляли только 28 %, большинство из них окончило русские школы. Так, в 1957 г. на первый курс Казанского государственного университета было принято 620 человек, в том числе 173 татарина, но из них окончивших татарские средние школы было только 27 человек, причем 24 из них были приняты на отделение татарского языка.

Татарская интеллигенция все громче заявляла о необходимости изменения такой ситуации. Многие ее представители предлагали создать в детских садах отдельные татарские и русские группы. Популярной была и идея восстановления существовавших в 1920-1930-е гг. коренизированных групп в вузах, где преподавание осуществлялось на татарском языке. Наиболее радикальные представители, в частности Н. Фаттах, предлагали запретить учиться татарам в русских школах.

Однако до прихода к руководству республикой С. Д. Игнатьева языковая политика в ТАССР не менялась. З. И. Муратов, хорошо знавший судьбу М. Султан-Галиева и К. Мухтарова, не поднимал вопрос о национальных школах, боясь обвинений в национализме. Об этой боязни свидетельствует и выступление С. Батыева на апрельском заседании бюро обкома КПСС 1958 г. Он справедливо отметил: «Если бы 2-3 года назад кто-нибудь внес на бюро обкома партии вопрос о создании самостоятельных групп татарских и русских детей в детских садах, от автора такого предложения живого места не осталось бы».

Опытный номенклатурщик С.Д. Игнатьев говорил: «Я впервые за все время работы в национальных республиках встретился с таким положением, как здесь — неуважение к родному языку, отсутствие поддержки его, плохая работа по его развитию, совершенствованию, руководящие кадры стесняются говорить на родном языке, даже когда обязательно надо».

Осенью 1957 г. состоялась встреча руководства Татарского обкома КПСС с творческой интеллигенцией, после которой С. Д. Игнатьев дал указания скрупулезно собрать информацию о языковой ситуации в республике всем причастным к ней министерствам и ведомствам. В октябре этого же года на имя Игнатьева поступила аналитическая записка, составленная К. Ф. Фасеевым.

В феврале 1958 г. анализ языковой ситуации в системе образования был представлен Татарскому обкому КПСС Министерством просвещения ТАССР. На многочисленных фактах было показано стремительное падение престижа татарской школы. Сообщалось также о плохих материальных условиях татарских школ. В республике лишь 10-15 татарских школ имели современные типовые здания. Остальные располагались в аварийных, тесных, плохо приспособленных помещениях.

С. Д. Игнатьев, ознакомившись с этой информацией, принял решение довести ее до сведения ЦК КПСС. Эта информация получила подтверждение в материалах работавшей в марте-апреле 1958 г. комиссии ЦК КПСС. Председатель комиссии В. Н. Дербинов представил результаты ее работы на заседании бюро обкома КПСС 28 апреля 1958 г. Его обстоятельный доклад лег в основу постановления майского 1958 г. пленума Татарского обкома КПСС.

В. Н. Дербинов говорил о настоятельной необходимости обеспечить резкое повышение качества преподавания татарского языка и литературы, укрепить материально-техническую, учебно-методическую базу татарских школ, улучшить состав преподавателей. Он также отметил необходимость организации по желанию абитуриентов приемных экзаменов в вузы и техникумы на татарском языке. Серьезной критике было подвергнуто состояние научной разработки проблем национальной школы. По сути дела на апрельском заседании бюро Татарского обкома КПСС была выработана концепция развития национального образования в республике.