Новый взгляд на «джибта» и «тагута»

Автор: Марат Хайретдинов, главный редактор газеты «Минбар Ислама»

Рубрика «Обновление исламской мысли», в рамках которой планируется излагать новый взгляд на некоторые аяты Корана.

Как уже упоминалось в предыдущей статье, посвященной исследованию предпоследнего
аята из суры «Аль-Бакара» (2:285), при чтении ряда аятов бросается в глаза их явная
адресная направленность. И это не входит в противоречие с шариатом, который признает:
а) необходимость учитывания асбаб ан-нузуль («причин ниспослания аятов и сур»);
б) наличие в Коране аятов ‘амм («общих») и хасс («частных»).

***

Одним из ярчайших примеров необходимости изучения асбаб ан-нузуль является 108-я
сура Корана «Аль-Кяусар». При ее чтении становится очевидно, что смысл этой (самой
короткой!) суры оказывается не раскрытым.
Кому-то может показаться, что все дело в переводе, но никто из переводчиков не способен
отразить заложенный в эту суру смысл. Если, конечно, он не будет использовать
дополнительные разъяснения, которые часто ставятся в скобках. Каждый читатель может
легко убедиться в правдивости этого утверждения, сопоставив все известные и доступные
переводы, причем не только на русском, но и на любых других языках мира.
Сура «Аль-Кяусар» – это дарованный мудростью Всевышнего наглядный пример,
свидетельствующий о необходимости использования при изучении Корана
дополнительных источников. Ими являются тафсиры, которые часто основываются на
асбаб ан-нузуль: именно «причины ниспослания» приоткрывают нам возможный смысл
тех или иных аятов. Без этого мы обречены уйти в вольнодумство, которое, часто, не
соответствует ни правилам арабского языка, ни нормам ислама. Так зачем же изобретать
велосипед, если он уже давно изобретен?!
***

Обращение к тафсирам необходимо и при изучении некоторых встречающихся в Коране
редких терминов и понятий. Среди них можно отметить такие слова как: джибт и тагут.
Последнее присутствует в аятах 2:256-257; 4:51, 60, 76; 5:60; 16:36 и 39:17. Первое слово
встречается в Священном Писании и вовсе один раз – в аяте 4:51.
Толкование данных терминов у разных муфассиров разное, хотя в целом они имеют
близкие друг к другу значения. Ибн Кясир, ат-Табари, аль-Куртуби, аз-Замахшари и др.
улемы приводили различные толкования, в частности, что это: имена идолов;
определенные люди из числа врагов мусульман; что джибт означает «колдовство», а
тагут – «колдуна, прорицателя» или непосредственно «шайтана». Ар-Рази и ряд др.
богословов полагали, что под этими понятиями можно подразумевать любое зло, и такое
понимание стало впоследствии одним из наиболее распространенных.

***

Обратимся к этимологии изучаемых терминов. На первый взгляд здесь нет ничего
необычного – практически все ученые соотносят слово тагут с арабским корнем ТГW.
Образованный от него глагол тагā означает: а) выходить из берегов; б) переходить
границы; в) чинить несправедливость. Таким образом, считается, что тагут является
именно арабским словом и переводится не просто как «сатана» или «колдун», но и в более
широком значении как «тиран».
А вот относительно происхождения слова джибт большая часть улемов прямо указывает
на его неарабское происхождение. Об этом, к примеру, говорил ас-Суйуты, указывая, что
термин джибт пришел из аль-Хабаша (Абиссинии). Такое мнение приводит и аль-
Бухари 1 .

Точных данных, откуда пришло это слово в арабский язык, на сегодняшний день нет,
однако признаваемое большинством богословов и языковедов его иностранное
происхождение наталкивает на размышления, которые приводят к интересным выводам.
Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что аят 4:51 обращен к «обладающим
частью Писания». В данном случае под ними, по мнению практически всех улемов,
подразумевались аравийские иудеи. Следовательно, согласно Корану, среди последних
были те, кто верил в джибта и тагута, и едва ли они могли создать эти культы сами.
Более логичной версией является заимствование этих верований от соседних народов…

***

Наиболее близкие к джибту и тагуту персонажи встречаются в двух мифологиях, первой
из которых является древнеегипетская. Так, одним из главных божеств Древнего Египта
являлся Геб (Geb; по-арабски: جب) – «бог земли и плодородия; отец Осириса, Исиды, Сета
и Нефтиды». И хотя Геб не считался «главным божеством», порой, его называли
«правителем Египта», ведь фараоны возводили свою власть к Гору, который был
«наследником Осириса», а тот, в свою очередь, «получил власть от Геба». Именно с
«жены» Геба Нут и его самого начинается повествование «Текстов пирамид» –
древнейшего из дошедших до нас произведений мифологической литературы Древнего
Египта 2 . Таким образом, Геб являлся в древнеегипетском пантеоне одной из важнейших
фигур.
Еще большая аналогия проглядывается с термином тагут. В период расцвета Древнего
Египта одним из самых популярных культов там был культ «бога» по имени Тот (Thoth;
по-арабски: تحوت). Он занимал особое место в пантеоне, считаясь в разное время:
«заместителем бога Ра»; «создателем мира»; «богом мудрости»; «изобретателем
письменности и календаря»; «покровителем наук (в т.ч. магии)»; «руководителем суда
мертвых» и т.д. Его имя входило в состав имен фараонов – Тутмос («рожденный Тотом»).

***

В хурритско-хеттской мифологии также есть близкие к джибту и тагуту
мифологические фигуры. Прежде всего, это – «богиня солнца» Хепат/Хебат (Hepat/Hebat).
Здесь примечательным является то, что, согласно папирусам времен фараона Аменхотепа
III, культ Хепат был крайне популярен среди иевусеев (основателей Иерусалима). Их
правители даже именовали себя Абди-Геба (Abdi-Heba), т.е. «раб Хебат» 3 .
Также примечательным является то, что «слугой» и «прорицателем» Хепат считалась
«богиня» Такиту (Takitu) 4 . В этом плане интересным выглядит следующий риваят: «Были
тагуты, к которым обращались для суда: в племени джухайна – один, и в племени аслам
– один, и в каждом из мест проживания (племен) – по одному; и это – предсказатели
(кахины), к которым приходил шайтан» 5 .
***

Можно ли, исходя из всего сказанного, отожествить джибта и тагута с
древнеегипетскими или хуррито-хеттскими божествами? Ведь в среде бану Исраиль не раз
возникали различные культы, прежде всего, из ханаанской мифологии: в частности,
культы Баала, Молоха, Астарты. Об этом свидетельствуют и Коран, и Библия, и другие
источники, и факт этот признается и самими иудеями. Следовательно, обе версии (как,
возможно, и другие) о происхождении терминов джибт и тагут имеют право на
существование и, очевидно, требуют дальнейших научных исследований…

1 «Сахих» аль-Бухари, «Китаб ат-Тафсир», баб 10. – Эр-Рияд, 1997.
2 «Тексты пирамид», стр. 79. – СПб, 2000.
3 Ebeling, Erich; Weidner, Ernst F. “Reallexikon der Assyriologie”, 5 p. Berlin; [München], 2019.
4 Ebeling, Erich; Weidner, Ernst F. Указ. соч., 417 p. Не исключено, что Takitu и Thoth могли быть разными
проявлениями одного и того же культа, ведь оба божества считались «служителями» других, более ранних
«богов».
5 «Сахих» аль-Бухари, там же.