Наставление о Судном дне

В Священном Коране сказано: «И каждая душа непременно вкусит смерть. Поистине, в День Суда вы сполна получите то вознаграждение, что заслужили за свои благодеяния. И тот, кого отдалили от ада и ввели в Рай, обрел истинный успех, спасение и счастье. А этот бренный мир не что иное, как обманчивая радость и соблазн, которые только обольщают и не продолжаются долго». (сура «Аль ʻИмран», аят 185)

           Задумайтесь о том, что будет воскрешение и сбор на Том Свете. Помните, что нечестивцев на Том Свете ожидают горе, боль и наказание. Воистину, во время сбора они издают стоны, вопли, рев. У моста (сират) они запинаются и падают в Ад. И поистине, у весов они проливают много слез. За несправедливость и нечестие, совершенные в этом бренном мире, в тот величайший день будет мучительное воздаяние. И тогда будут даны книги деяний, в которых записаны даже взгляды. Поистине, тогда будет много скорби, сожалений и раскаяний за совершенные грехи. А также будет проявление веселья, радости и счастья за совершенные благодеяния. И часть собравшихся будет в Раю получать разные степени в почете и благоденствии. А другая часть будет в пылающем огне ада, спускаясь вниз по адским степеням. 

            Нет между этим и между твоим настоящим состоянием ничего, кроме как тот момент, когда скажут: «Он умер».

           Эти слова: «Он умер», повторяют многие люди. И эти слова слышат многие. Но теперь хочу задать вопрос тому, кто слышал их: «А задумался ли он над ними и извлек ли он из этого урок? Сделал ли он для себя отчет, выявил ли он свои недостатки и исправил ли он их? И спросил ли он себя когда-нибудь о том, что он приготовил к тому дню, когда уже о нем скажут «он умер»?».

              Аллах Всемогущий сказал в Священном Коране: «Скажи им (о Мухаммад!): «Умертвит вас Ангел смерти, которому поручено забирать ваши души. А затем на Том Свете вы будете воскрешены для отчета»». (сура «Ас-Садждаh», аят 11)

            Имя Ангела Смерти – ʻАзра`иль, мир ему. И в этом есть единодушие мусульманских учёных. Передал это Кады ʻИяд. ʻАзра`иль – великий и почетный Ангел, возвеличенный Аллахом, как и все остальные Ангелы. Он забирает души одушевленных созданий. Когда он забирает душу верующего, то сразу передает её Ангелам милости, которые сообщают радостную весть о вознаграждении, милости и одобрении от Аллаха. А когда он забирает душу неверующего, то сразу передает её Ангелам мучения, которые сообщают ей ужасную весть о наказании, мучении и немилости Аллаха.

             И как только Ангел Смерти забирает душу, они берут ее у него и не оставляют эту душу в его руке ни на мгновение. Если душа была забрана у благочестивого верующего, они поднимаются с ней на Небеса. А если душа была забрана у неверующего, они спускаются с ней на седьмую землю.

             Когда умершего кладут на погребальные носилки, и люди несут его к могиле, Ангелы возвращаются с душой этого человека и несут её рядом с телом. Если этот умерший был благочестивым, то его душа говорит: «Несите быстрее, поспешите». А если этот человек был нечестивцем, неверующим, то его душа говорит: «О горе мне, куда же вы меня несете». Но люди не слышат этих слов. А если бы услышали, то были бы поражены на месте и не выдержали бы этого.

            Затем умершего кладут в могилу и оставляют его дети, родственники, жена, близкие, и друзья, и остается его имущество. И ничего другого не будет с ним, кроме его дел. Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «за умершим следуют три, возвращаются два, а с ним остается только одно. Следуют за ним его близкие, его богатство и его деяния. Возвращаются его близкие и его богатство. А остаются с ним только его деяния».

            Каждый совершенно летний мусульманин в здравом разуме «мукялляф» обязан признавать и верить в истинность допроса Ангелов Мункяра и Накира в могиле. Допрос Ангелов Мункяра и Накира в могиле обращен как к мусульманам, так и к не мусульман. 

             В могиле допрашиваются все, кроме Пророка Мухаммада ﷺ, так как Он имеет наивысшую степень почёта среди всех созданных. Ангелы не допрашивали его. Исключением также являются дети. Ангелы не допрашивают детей. Это те, кто умер до наступления совершеннолетия по шариату.

            Однажды, когда Пророк Мухаммад ﷺ рассказал сподвижникам о том, что в могиле Ангелы устраивают допрос, Умар ибн Аль-Хаттаб спросил Пророка: «Будет ли возвращен нам наш разум, о Посланник Аллаhа?» на что Пророк Мухаммад ﷺ ответил: «Да, в таком же виде, как и сегодня (то есть в этом мире)».

          Состояние человека в могиле такое же, как и в этом мире, то есть будет жить и душой, и телом, с сознанием и восприятием. Чувствует и благоденствие (наслаждение), так же, как и чувствует боль (мучение). И все это будет восприниматься и душой, и телом. Несмотря на то, что в этом мире это скрыто от нас.

           Анаса ибн Малик передал от Пророка Мухаммада ﷺ: «После того, как раба похоронят в могиле, и оставят его друзья, поистине, он услышит звук их удаляющихся шагов. Подойдут к нему два Ангела, посадят его и спросят: «Что ты говорил о Мухаммаде?» Если умерший был верующим, то ответит Им: «Я свидетельствую, что Он – раб и Посланник Аллаха». Ангелы же говорят ему: «Посмотри на свое место в аду – Аллах заменил тебе его местом в Раю». И он увидит эти два места одновременно. Что касается неверующего (кяфира) или лицемера (мунафика), то он отвечает: «Не знаю. Я говорил то, что говорили о Нем люди». Ангелы ему говорят: «Не знал и не ответил». Затем бьют его железным молотом между ушей. И он кричит криком, который слышат все окружающие, кроме людей и джиннов». (Аль-Бухарий и Муслим)

          Мунафик- лицемер — это тот, кто скрывает свое неверие, а внешне показывает себя мусульманином.

           Из видов мучения в могиле: сдавливание тел – и это мучение касается тел неверующих и некоторых мусульман-грешников, умерших без покаяния, которые, например, не очищались от мочи или распространяли смуту, передавая слова одних другим.

           Положение некоторых мусульман-грешников, умерших без покаяния таково:

— одни будут прощены Аллахом, и они не будут мучиться в могиле;

— другие будут в могиле наказаны некоторое время, но затем их мучения прекращаются, и остальные мучения они получат после воскрешения.

          А те верующие, которые полноценно соблюдают Законы Аллаха, выполняя обязанности и не совершая грехов, получат особые вознаграждения и благоденствия в могиле. Об этом сказано в хадисе, который передал нам Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Когда похоронят мертвого человека, то подходят к нему два Ангела черно-синего цвета. Одного зовут Мункяр, второго – Накир. Ангелы спрашивают умершего: «Что ты говорил о Мухаммаде?» Умерший скажет, что говорил на этом свете. Если был верующим, то скажет: «Он – раб Аллаха и Его Посланник. Я свидетельствую, что нет создателя, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник». И Ангелы говорят ему: «Мы знали, что ты так ответишь!» Затем его могила расширяется на семьдесят локтей и освещается. Они говорят ему: «Спи!». И он уснет, как новобрачный, которого не разбудит никто, кроме самого любимого в его семье, и он спит до тех пор, пока Аллах не воскресит его с ложа». (Ибн Хиббан)     

            Благочестивые мусульмане не ощущают ни страха, ни волнения. Аллах укрепит их сердца, и они не испытывают страха от вида Ангелов Мункяра и Накира.

            Из видов благоденствия в могиле, которые будут для мусульман – это запах Рая, и то, что их могила наполняется зеленью. Верующий не чувствует ни страха, ни одиночества, так как Аллах сохранил его.

            Обязательно нужно верить, что в это время душа возвращается в тело и умерший ощущает и понимает всё, что происходит у него в могиле и слышит голоса окружающих.

           А также передали от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Каждый, кто проходит мимо могилы его брата по вере, которого он знал на этом свете, и приветствует его, то умерший узнает его и отвечает на приветствие». (ибн ‘Абдуль-Барр и ‘Абдуль-Хакк)

           Надо знать, что тела, которые подвержены разложению, – разлагаются полностью, кроме копчика. Души богобоязненных мусульман, после этого будут в Раю. Души мусульман-грешников, которые умерли без покаяния, после того, как разложится их тело – будут между небом и землей. Души некоторых из них будут на первом небе. Души же неверующих, после того, как разложится их тело, будут находиться в «сидджин». Это место, созданное Аллахом, где будут находиться души неверующих. Души шахидов — мученников сразу после их смерти, поднимаются в Рай, где будут в благоденствии. И это благоденствие ощущают их тела в могиле. Аллах Всевышний сохраняет тела шахидов и хафизов (тех, кто знал наизусть весь Коран) от разложения. Также не разлагаются тела Пророков, мир им, которые в Своих могилах живы и   Аллах сохраняет тела некоторых аулия (святых). Ангелы Мункяр и Накир, не допрашивают Пророка ﷺ. 

           Благодарим Аллаха за то, что мы – мусульмане и это величайшее из благ, дарованных Аллахом.

          Дорогие братья! Мы должны помнить о том, что этот мир приближается к своему концу, он движется к своему завершению. А мы приближаемся к нашему следующему пристанищу – мы направляемся к нашим могилам. И каждому воздастся по заслугам. Каждый из нас получит то, что сам приготовил себе. И в могиле вместе с человеком не будет ничего, кроме его деяний.

          Благоразумный человек – это тот, кто помнит о смерти и готовится к ней, готовится к жизни на Том Свете. Он старается набрать в этом мире такой запас, который будет полезным на Том Свете. И конечно же это благие дела, совершенные искренне с верой и знаниями.