Наставление о Благодарности Всевышнему

Умение благодарить за оказанную милость — одно из лучших качеств, на которых строятся человеческие взаимоотношения. Мы учимся выражать благодарность с самого рождения, и кормящая мать видит ее в счастливых глазах своего младенца. Благодарности заслуживает всякое благо, которое случается с нами, и каждое добро, которое делается нам. Поэтому в наибольшей степени нашего благодарения заслуживает Всевышний Аллах, создавший нас и создавший для нас всё, что есть на земле.

Аллах сделал наш облик прекрасным и наделил нас красивым телом и органами, каждый из которых выполняет свою функцию без каких-либо усилий с нашей стороны. Кто заставит сердце биться, а крошечные кровяные тельца разносить кислород по всему телу, если Аллах прикажет им

остановиться? Он одарил нас детьми и привил нам любовь к ним, а детям внушил относиться к родителям с почтением и смирением. Кто удержит крошечную каплю в утробе матери, если Аллах прикажет ей исторгнуться?

Он взрастил для нас травы и деревья, которые украшают мир вокруг нас и служат пищей для нас и для животных. Он сотворил скотину, которая дает нам мясо и молоко, и насекомых, из чьих брюшков выходит ценнейшее

питье. Кто накормит нас зернами и фруктами, если Аллах лишит землю дождя или нашлет на нее огненный вихрь? Всех милостей Его не сосчитать, но даже малой толики их достаточно, чтобы мы благодарили Его и исполняли Его волю.

Всевышний сказал: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас.

Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (сура «Корова», аят 152).

Аллах велит нам быть благодарными, и Он достоин этого. Он велит нам быть благодарными, но мы не в состоянии достойно благодарить Его. Поэтому Аллах не требует от нас многого. Он хочет, чтобы мы помнили Его и любили Его, поклонялись Ему и не приобщали сотоварищей. Чтобы мы не обращались за помощью к бессильным творениям и не делали приношений умершим, которые не способны ни помочь, ни навредить. Чтобы мы зарабатывали честным трудом, растили порядочных детей, не предавали друзей и кормили бедняков. И всё это — для нашего же блага!

Жизнь ради Аллаха оберегает человека от многих бед. Соблюдение заповедей приносит гармонию в семью и справедливый порядок в общество.

А главное — Аллах одаряет благодарного человека еще большим в этой жизни: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки» (сура «Ибрахим», аят7).

Нередко происходит так, что чем больше Всевышний Аллах одаряет человека благами, тем реже человек вспоминает о Нём. Осознавая, что благодарение предполагает использование благ в соответствии с волей благодетеля или, по меньшей мере, не вопреки его воле, человек отворачивается от своего Господа. Он говорит: «Всё, что я имею, я приобрелсвоим трудом и благодаря своему уму, и я заслуживаю ещё большего.

Почему я должен делиться с бедняками и считаться с ними? Если бы они трудились в поте лица так, как трудился я, то не нуждались бы теперь в подаянии. Пусть Аллах сам кормит их, если Он есть. Для чего Ему нужно,чтобы я отвлекался на молитву, раздавал милостыню и голодал в рамадане? Не знаю, что будет после смерти, но в этой жизни я богаче и лучше других, а значит и после смерти мне не грозят голод и унижение». Если бы человек знал, как поступали те, чьи души действительно были чисты! Если бы он прочёл о жизни пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, то наверняка удивился бы его отношению к жизни и его скромному быту. Днем он усердно трудился, помогал своим товарищам. А по ночам он мало спал и подолгу молился, так что его ноги опухали, а

кожа на ступнях трескалась. Однажды его жена Аиша спросила: «Почему ты поступаешь так, о посланник Аллаха? Ведь тебе уже прощены твои прошлые и будущие грехи». Он сказал: «Разве я не должен быть благодарным рабом?» (Бухари и Муслим).

При всем этом пророк, мир ему и благословение Аллаха, не был сверхчеловеком, и его пример не является чем-то запредельным. По большому счету от нас и не требуется слишком много. Пятикратная молитва занимает немногим более получаса в сутки. Обязательная милостыня составляет донельзя малую часть нашего заработка. Пост в Рамадане не обременяет, а лишь приносит облегчение. Но если мы не делаем даже этого, разве не лукавим, когда считаем себя благодарными Аллаху или надеемся на

лучшее?